Законопроект, который уточняет процедуры проведения этих конкурсов с 1 января 2007 года, был принят во втором чтении во вторник, а сегодня должно состояться окончательное, третье чтение.
Напомним, что по действующему жилищному законодательству муниципалитеты обязаны начать конкурсный отбор управляющих организаций с 1 января 2007 года для тех домов, жильцы которых не определились самостоятельно со способом управления своим домом. На всю процедуру проведения конкурсов правительство отвело полгода - процесс должен был закончиться в июне 2007 года. Однако нынешней осенью появился законопроект, внесенный депутатом В. Смоленским, который предлагал отодвинуть срок начала проведения конкурсов на год - на 1 января 2008 года. Главный аргумент: ни жильцы, ни муниципалитеты пока не понимают, зачем нужны такие конкурсы, а потому проявляют крайнюю инертность. Оппоненты Смоленского возражали: проведение открытых конкурсов - это единственный способ заставить мэров пустить на рынок жилищных услуг частные компании, создав наконец конкурентную среду на рынке коммунальных услуг. Когда поправка тем не менее была принята, против нее резко выступила Федеральная антимонопольная служба, опять-таки добиваясь, чтобы весьма монополизированная отрасль начала наконец работать по рыночным принципам. "Перенос сроков начала конкурсов практически сворачивает жилищно-коммунальную реформу", - заявили тогда эксперты ФАС.
В результате ко второму чтению законопроекта вновь появились предложения, корректирующие сроки проведения конкурсов. И в самом деле: если, к примеру, московские власти жестко придерживаются позиции, что проводить отбор частных управленцев преждевременно, то муниципалитеты других городов уже проделали большую подготовительную работу, а кое-где (например, в Ангарске) частный бизнес уже вовсю работает на коммуналку. По мнению депутата Юрия Медведева, сроки проведения конкурсов лучше сделать более гибкими, но не откладывать их старт.
Итак, законопроект, который во вторник поддержали депутаты, подтверждает возникновение у органов местного самоуправления обязанности с 1 января 2007 года проводить открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, если собственниками помещений не был выбран способ управления. При этом на организацию и проведение конкурсов решено отвести гораздо больше времени - почти полтора года. Точнее, проведение конкурсов должно быть завершено до 1 мая 2008 года. При этом региональные власти получают право самостоятельно сдвинуть срок начала проведения конкурсов во всех или в отдельных муниципальных образованиях, чтобы учесть конкретную ситуацию в том или ином поселении. Но предельный срок проведения конкурсов муниципалитетами 1 мая 2008 года продлен быть не может.
Дмитрий Гордеев,
ВЕДУЩИЙ ЮРИСКОНСУЛЬТ ФОНДА "ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА":
- Конечно, проведение конкурсов - мера вынужденная. Они нужны для того, чтобы обеспечить выполнение федерального жилищного законодательства в условиях, когда низка активность собственников помещений в том или ином городе или поселке. Орган местного самоуправления заменяет собственников помещений, пока те разбираются с новым жилищным законодательством и оценивают возможность создания товарищества, претендентов на роль управляющих организаций.
Как известно, объектом управления является общее имущество собственников помещений в конкретном многоквартирном доме. До недавнего времени муниципалитеты единолично принимали решения о том, кто будет управлять домами во всем городе или в его части. Собственники повлиять на условия управления и на размер платы не могли. Если не проводятся собрания и будут отложены конкурсы, то такая ситуация замораживается. Кому это выгодно?
По Жилищному кодексу собственники помещений при выборе на собрании способа управления должны сами решать: кто будет управлять их домом и каким способом, какие работы и услуги по содержанию и ремонту необходимо заказать (по каждому многоквартирному дому в отдельности), на какой размер платы они согласны (муниципалитеты не могут навязывать свой размер платы собранию). В результате это позволит собственникам помещений влиять как на качество содержания дома, так и на размер платы, обеспечит прозрачность и определенность взаимных обязательств управляющего и собственников помещений. Собственники (в первую очередь граждане) начнут понимать, за что и в каких размерах взимается плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Они смогут требовать то качество, которое они заказали, и защищать в судебном порядке свои права, оговоренные в договоре, составленном в письменной форме.
В большом числе поселений на сегодняшний день уже существует рынок управляющих организаций: наряду с государственными и муниципальными управляющими организациями (службами заказчика, ДЕЗами) существуют частные фирмы, строительные организации, имеющие подразделения, управляющие многоквартирными домами. В других поселениях продолжает иметь место махровый монополизм и администрирование.
Можно утверждать, что предложение о переносе сроков проведения органами местного самоуправления открытых конкурсов по выбору управляющих организаций могло только "законсервировать" неудовлетворительную ситуацию.
Важные моменты законопроекта
Региональные власти имеют право самостоятельно регулировать сроки проведения конкурсов в муниципалитетах - там, где условия созданы, отбор управляющих пройдет раньше, но завершиться весь проект должен до 1 мая 2008 года.
По итогам конкурса договор об обслуживании дома заключается на срок три года.
Жильцы-собственники вправе расторгнуть договор с управляющей организацией, отобранной муниципалитетом. Для этого нужно провести общее собрание и принять решение о способе управления домом. При этом договор с управляющим не может быть расторгнут до истечения текущего года.