23.12.2006 03:55
    Поделиться

    Мать из Барнаула дозвонилась до премьер-министра

    Жила-была в городе Барнауле простая семья, которая в любви родила шестерых детей. И все было бы у них в порядке, если было бы где жить. Нет-нет, речь не идет о бездомных бомжах. И отец и мать работают. Им местные власти и жилье дали - три комнатки в общежитии гостиничного типа. Если кто не знает, это длинный коридор, куда выходят и 15, и 20, а может, и больше комнат, а кухня и все прочие удобства одни на всех - в конце этого самого коридора.

    Соседи достались героям нашей истории как на подбор: выпивают, колются, принимают клиентов на дому и пр. Нормальные родители в такой коридор детей не выпускают.

    И решились наши герои попросить у местной власти квартиру, а точнее - субсидию на покупку квартиры. А тут еще президент страны призвал всех вплотную заняться решением демографических проблем. И, кстати, в своем майском Послании попросил депутатов Государственной Думы дать предложения о том, как улучшить положение не только тех семей, которые в следующем году родят второго ребенка, но и тех, кто уже успел это сделать и без материнского капитала.

    Казалось бы, нашей семье, а фамилия их исконно сибирская - Безматерных, подфартило и ее единственная просьба к власти будет быстренько удовлетворена. Но не тут-то было: и мэр Барнаула, и глава администрации Алтайского края, несмотря на многочисленные письменные обращения, никакой реакции не проявили. Даже встретиться не захотели. Хотя, думается, в городе Барнауле, да и во всем Алтайском крае сейчас очень немного многодетных семей с ответственными родителями. Кстати, и от депутатов Думы, и от правительства так до сих пор ничего не слышно, что они могут предложить в ответ на обращение президента.

    Может, поэтому и местные власти считают, что раз демографическую проблему вот таким образом "решают" в Москве, то их дело тем более сторона. Вертикаль власти на то и вертикаль, что без окрика сверху внизу никто и не пошевелится.

    И решила Любовь Сергеевна Безматерных, взяв с собой детей, поехать в столицу - может, кто из больших начальников ее семье поможет. Купила она билеты в один конец, прибыла на Казанский вокзал Москвы, где провела двое суток. И звонила, звонила... Не хочу называть конкретные фамилии, но это были очень высокие правительственные чиновники. В их приемных отвечали, что имярек "не ведет приема населения". Так и не получила она никакой реакции и на попытки дозвониться до председателя одного из думских комитетов, который любит с экрана телевизора разглагольствовать о своих и своей партии усилиях в социальной сфере.

    Наконец в полном отчаянии она набрала телефон приемной председателя российского правительства. И тут случилось невероятное - ее соединили с Михаилом Фрадковым. Если бы мне об этом рассказала не Любовь Безматерных, а кто-то другой, то я бы не поверил. Но факт остается фактом. Более того, потом с ним же состоялся еще один разговор.

    После этого бюрократическая машина вдруг быстро завертелась. Мать с детьми разместили в реабилитационном центре, минздравсоцразвития приоткрыл свои плотно закрытые двери, и нашу героиню принял аж заместитель директора профильного департамента. У директора, четырех заместителей министра и, боюсь сказать, министра были, конечно, дела поважнее - наверное, не связанные с проблемами "населения". А из Алтайского края тут же позвонил тамошний начальник соцзащиты, который сообщил, что семья Безматерных теперь седьмая в очереди на получение субсидии и проблема будет решена в первом полугодии 2007 года.

    На этом я хочу закончить эту предрождественскую историю, столь благополучно (я надеюсь!) закончившуюся, и немного порассуждать в не предпраздничном тоне.

    У нас в стране все еще есть многодетные семьи, для которых осознанное и ответственное родительство - это не пустые слова, а каждодневный тяжелейший труд. И, конечно, у подавляющего большинства таких семей есть объективные проблемы, например отсутствие комфортного жилья. В ипотечные программы для них, как правило, путь заказан - просто нет на это денег даже при нынешних самых льготных условиях. У кого не хватает денег на лекарства - скученность провоцирует многие болезни, кто-то ставит на ноги детей-инвалидов (кстати, у Любови Сергеевны их двое). А еще хочется купить обновку, порадовать поездкой на природу... И все эти люди, окруженные безразличием, а то и враждебностью местных чиновников ("нечего было столько детей рожать") должны в один прекрасный день съехаться в Москву и начать звонить председателю правительства или президенту? До какой поры вопросы, элементарно закрываемые на местном уровне, будут решаться личными звонками Михаилу Фрадкову или во время прямых линий с Владимиром Путиным?

    С моей точки зрения, эти факты говорят о глубоком кризисе государственного управления в той его части, где происходит контакт чиновника с "населением". В первую половину 90-х годов многие высокие выдвиженцы все еще помнили, как они сами еще недавно были жертвами чиновничьей волокиты и бюрократизма. Поэтому у простого человека был шанс попасть в высокий кабинет. Но постепенно эта новая управленческая каста обросла жирком, отгородилась тучей секретарей и референтов. А ведь на выборах эти люди клянутся, что они "плоть от плоти", "слуги народа". Так что жертвами самообъявленного осадного положения оказываются простые граждане с их жизненными проблемами, которые боязливо обходят стороной крепостные стены власти.

    Есть у меня вопрос и к партии, которая позиционирует себя как выразитель воли большинства. В Барнауле, как и во всех других крупных городах, есть ее отделение. Участвует в региональных партийных конференциях и местный губернатор Александр Карлин. И ведь никому из алтайских "единороссов" не пришла в голову мысль: а давайте-ка сделаем доброе дело в отношении многодетных семей, которые отнюдь не купаются в роскоши в этом и без того небогатом регионе. Теперь-то, после вмешательства Михаила Фрадкова, может быть, какая-то деятельность и произойдет. Чтобы это не стало очередной имитацией, я хочу подсказать проблему, которая требует срочного вмешательства местной власти и тех, кто ее политически окормляет.

    В прошлом году в знак протеста против ухудшения из-за печально известного 122-го закона материального положения своих семей группа матерей с детьми-инвалидами на электричках добиралась из Барнаула в Москву, надеясь на встречу с президентом. История получила всероссийскую огласку, и женщин принял министр Зурабов. Казалось бы, очередная история с благополучным финалом? Нет. Вот что пишут в своем обращении участники той акции: "Мы хотели диалога! К сожалению, диалога не получилось. Прошедшие полтора года показали, что эти проблемы никто не собирается замечать, а тем более обсуждать и решать". Весной, как только сойдет снег, эти мамочки собираются добираться в Москву пешком, собирая по дороге таких же обездоленных людей.

    Поделиться