Впервые в истории нашей страны Межгосударственный авиационный комитет (МАК) сертифицировал дирижабль как тип воздушного судна. Документ был выдан воздухоплавательному центру "Авгуръ" на аппарат марки Аи-12М. "Это первый случай сертификации построенного в России дирижабля. Сертификация подтверждает признание дирижабля полноправным воздушным судном наравне с привычными видами летательных аппаратов. Полученный документ дает право на серийное производство и эксплуатацию",- сообщили в пресс-службе комитета.
Напомним, что двухместный дирижабль Аи-12М в первую очередь предназначен для подготовки пилотов-воздухоплавателей, патрулирования и визуального контроля автодорог и городских территорий, экологического мониторинга, контроля чрезвычайных ситуаций и спасательных операций, охраны и наблюдения различных объектов, рекламных полетов, качественной фото- и видеосъемки для картографии, телевидения и рекламы. Его длина - 34 метра, объем - 1290 куб. м. Аппарат может двигаться со скоростью до 70 км/час. А находиться в воздухе дирижабль может в течение шести часов и пролететь расстояние в 350 километров.
Он способен плавно приземлиться на любую свободную площадку, а в худшем случае - повиснуть где-нибудь на проводах. Его эксплуатация в четыре раза дешевле, чем у вертолета. Мотор летательного аппарата потребляет 17 литров 95-го автомобильного бензина на сотню километров, что по цене просто несравнимо с дорогим авиационном керосином.
К слову, сейчас в авиационном отряде специального назначения ГУВД города Москвы находится два дирижабля Aи-12 и три аэростата. Оба летательных аппарата имеют кабину на двух пилотов, а один из них к тому же оборудован специальной камерой, позволяющей с высоты птичьего полета разглядывать номера проезжающих машин. К примеру, возле МКАД это око позволяет разглядеть, что происходит на Садовом кольце. Подобная аппаратура устанавливается на вертолетах-разведчиках, которые следят за местностью с высоты 4 километров. Картинка, получаемая во время аэросъемки, сразу же передается на пульт дежурного ГУВД, отслеживающего транспортную обстановку в городе, и дополняет информацию, получаемую со стационарных камер. Стоимость одного такого дирижабля около 18 миллионов рублей. Если дирижаблей будет больше, уверены разработчики, то цена их производства снизится.
В ходе испытаний дирижабль зарекомендовал себя как хорошо управляемый мобильный аппарат, позволяющий осуществлять взлет-посадку как вертикально, так и с укороченным разбегом. Для его обслуживания не требуется аэродром, достаточно установить передвижную или стационарную причальную мачту. Хранится и обслуживается дирижабль в специальном ангаре - эллинге.
Досье "РГ"
В разработке и производстве дирижабля участвовали шесть российских компаний и ряд СП. К настоящему времени ими выпущено 7 дирижаблей и более 200 привязных аэростатов различных типов и назначения. Продукция поставляется в 14 стран мира.