Сразу в двух чтениях (втором и третьем) депутаты Северной столицы приняли на финише года законопроект "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах". Смольному, который лоббировал этот документ, было отчего спешить. Как ожидается, под действие закона подпадут в ближайшие два-три года инвестиции объемом примерно в 8,8 миллиарда долларов. За счет этих средств власти намерены решить проблемы транспорта, ЖКХ, энергетики, здравоохранения, образования, спорта.
Документ определяет правовую форму отношений власти и бизнеса: прописывает принципы и формы участия города в государственно-частных партнерствах, порядок установления гарантий прав партнеров и проведения конкурсов на право заключения соглашений. По новому закону город предоставляет партнеру земельные участки, на которых предполагается реализовать инвестиционный проект (построить или реконструировать тот или иной объект). В свою очередь бизнес (тот самый инвестор-партнер) получит в собственность конечный продукт, сможет его эксплуатировать, зарабатывая прибыль в течение определенного срока (в каждом случае установленного индивидуально), по истечении которого должен будет передать объект соглашения в собственность Петербурга.
При этом инвесторы смогут рассчитывать на ссуды и кредиты в банках под гарантии и поручительства города. За счет средств городского бюджета Смольный будет компенсировать издержки партнеров, связанные с тарифным регулированием, бесприбыльными затратами, инфляцией.
Если в результате незаконных действий чиновников партнер понесет убытки, ему также гарантируется финансовое возмещение. "Это первый закон о государственно-частном партнерстве, принятый субъектом Федерации, который позволит реализовать соответствующую федеральную норму на территории региона", - утверждают в Смольном. По словам заместителя председателя комитета по управлению городским имуществом Алексея Чичканова, официальное определение принципов существующего партнерства между бизнесом и городом позволит снизить риск ошибочного прогнозирования стоимости проекта на начальном этапе, недостаточного финансирования проекта, умышленного занижения стоимости работ при заключении контракта. К числу прочих положительных моментов ГЧП по-питерски городские чиновники относят возможность выбора Смольным не только лиц, которым будут предложены наилучшие условия реализации того или иного проекта, но и лучшего варианта самого проекта. Законопроект также вводит механизм залога прав и подробно описывает условия и гарантии для обеих сторон договора.
Отметим, что на федеральном уровне вопросы привлечения инвестиций в экономику посредством организации государственно-частных партнерств регулируются Законом "О концессионных соглашениях". Но, по мнению местных чиновников, использование для реализации общегородских проектов только такой формы сотрудничества снижает интерес инвесторов.
Показательно, что первое чтение законопроекта в парламенте Северной столицы было отмечено острой полемикой. Некоторые депутаты не были уверены в том, что регулирование правоотношений в такой сфере, как создание предприятий и реализация проектов совместными усилиями бюджета и средств частных инвесторов, входит в компетенцию региональных органов государственной власти. По их мнению, этот документ не соответствует нормам Конституции России, так как "роль представительных органов власти и органов МСУ принижается". В свою очередь чиновники заметили, что депутатам предложено некое правовое ноу-хау, разработанное по принципу "что не запрещено, то разрешено". По мысли Смольного, именно Северная столица может стать первопроходцем в создании государственно-частных партнерств. Как заявил Юрий Молчанов, вице-губернатор Петербурга, город готов софинансировать проекты, создавая приемлемые, более выгодные условия для частного бизнеса. Ко второму чтению поправки в документ не были внесены, поэтому законопроект приняли сразу в двух чтениях.
И все же вопросы остаются. По словам депутата Михаила Амосова, юридическое управление петербургского парламента в своем заключении подчеркнуло, что "в настоящее время создание государственно-частных партнерств не предусмотрено действующим федеральным законодательством". Эта инициатива исходит от города как новое явление в России. Привлечение инвестиций (а это основной посыл законопроекта) регулируется законодательными актами РФ. Более того, нормы, прописанные в документе, уже урегулированы в ряде государственных законов, а права и обязанности города и инвестора не сбалансированы.