26.12.2006 02:30
    Поделиться

    Юрий Богомолов: На ТВ готовятся к Новому году

    Закруглились "Звезды на льду", бурно финишируют "Танцы со звездами" и "Две звезды". Звезды эрудиции из клуба "Что? Где? Когда?" в очередной раз выяснили: кто из них сообразительнее и везучее? Веселые и находчивые - кто из них веселее и находчивее. Даже крикливые ток-шоу Малахова и Соловьева стали спокойнее и благодушнее, что является верным знаком приближающейся новогодней расслабухи.

    На что готова Лолита?

    Развлекательные программы Первого канала (да и не только Первого), в немалой степени способствовавшие раскрутке ледовых шоу, теперь отдыхают. Пользуясь их популярностью, и Малахов, и Ургант, и Канделаки запрягают звезд фигурных танцев Ягудина, Пушкину, Навку и остальных в сани своих шоу и непринужденно катят по предпраздничному эфиру.

    Конечно, рекорды по оптимизму бьет и в самом деле оптимистическое шоу "Жизнь прекрасна!" на канале СТС. Его последний выпуск стал своего рода бенефисом Людмилы Гурченко, а событием недели, ее эмоциональным пиком, на мой вкус явилось живое исполнение актрисой песни "Три года ты мне снилась".

    Хотя для кого-то таковым могла показаться истерика жизнерадостности на передаче "Две звезды", где всех затмила Лолита-бескомплексная, остроумно (как ей кажется) пошутившая: "Из любви к Первому каналу я готова забеременеть от Цекало".

    Те, кого эта суета массовиков-затейников и вообще дух поп-культуры травмирует и вгоняет в стресс, имели возможность успокоиться и подумать о непреходящем, посмотрев интеллектуальные разборки и разводки на "Культурной революции", где Сергей Соловьев с Александром Васильевым заспорили о "вечных ценностях" и нравственном их содержании. Умиротворяюще, как всегда, подействовало собеседование за круглым пластиковым столом на шоу Александра Архангельского "Тем временем". Хотя интеллигентные участники и говорили на тему, которая обычно возбуждает всякого более или менее образованного человека, - о том, что есть глобализм в культуре и как с ним бороться в кино и на ТВ, но говорили степенно, с уважением к оппонентам. Кинорежиссер Карен Шахназаров, убежденный в том, что своими успехами на всех континентах Голливуд обязан мощи Шестого американского флота, неожиданно для себя узнал от культуролога Кирилла Разлогова, что голливудское кино - нечто наднациональное, имеющее такое же отношение к исконной культуре США, как и ко всем остальным субкультурным очагам.

    Но более всего растрогал спор меж славянами Виктором Ерофеевым и Никитой Михалковым на программе "К барьеру!".

    Один говорит: "Ради бога, извините, что я вас прерываю..." Другой: "Голубчик, я надеюсь, вы не обидитесь, если скажу..."

    На таком градусе вежливости у соловьевского барьера никто еще не изъяснялся.

    А ведь спор был о насущном: быть или не быть в нашей средней школе воспитанию юношества азам православия? Судя по голосованию, православие оказалось не такой уж и корневой системой в России, как это утверждал невозмутимый Никита Сергеевич.

    Помимо этих программ и передачи "Спокойной ночи, малыши!" телезрителям были предложены и другие жаропонижающие таблетки. Например, неброский сериал "Тайны следствия".

    У "Тайн следствия" есть тайна

    Криминальный фон на телеэкране в эти дни тоже оказался вполне щадящим. И не в последнюю очередь мы, зрители, этим обязаны добросовестной работе заместителя прокурора одного из районов города Питера Марии Швецовой.

    Давно было бы пора задуматься над секретом успеха этого скромного сериала. Что такое и почему всю осень шли повторы уже не однажды показанных его серий, и они неизменно оказывались на верхних строчках десятки самых популярных сериалов? Первый канал чего только не выставлял, чтобы перетянуть на свою сторону будничного зрителя в вечернем прайме: и супермелодраму "За все тебя благодарю", и актуального "Брежнева", и мистического "Вепря"... А зритель по-прежнему предпочитал коротать вечера с сотрудниками районной прокуратуры. И теперь, когда пошли премьерные показы, я думаю, рейтинги будут еще более впечатляющими.

    Всю осень наблюдатели (как прокуроры, так и подследственные) дивились сему феномену. Будучи немножечко и тем и другим, я позволю себе высказать предположение относительно секрета удачи.

    В немалой степени успех этого добротного сериала предопределен актрисой Анной Ковальчук в роли Маши Швецовой. Она артистка хорошая. Ей удалось совмещение двух трудносоединимых амплуа - женщины-вамп и лирической героини. Собственно, этот симбиоз, наверное, предопределил ее выбор на главную роль в "Мастере и Маргарите". То, как она справилась с ролью Маргариты, - отдельная тема. Но ее работа в "Тайнах следствия" безукоризненна. И опять же не в одной актерской искусности дело. Тут есть еще какой-то важный ингредиент...

    Попробую определить его от противного.

    Если судить отвлеченно, то Маша Швецова и Настя Каменская - сестры-близняшки. Обе умны, симпатичны, милы. Та и другая замужем. Та и другая - высокие профессионалы. И в ту, и в другую окружающие хотя бы немного, да влюблены. Но майор Настя Елены Яковлевой в своем коллективе - "свой парень", а зампрокурора Маша, хотя и близкий для всех человек, а вместе с тем что-то отдельное, особенное.

    Она как бы источник психологического уюта и комфорта для своих сотрудников. Ну и, соответственно, для телезрителей. Но с ней еще связаны и романтические настроения (все-таки женщина-вамп), спрос на которые всегда был, есть и никогда не убудет.

    Другое основание удачи сериала - это то, как в сценарии и на экране проработана среда, как подобраны и расставлены второстепенные персонажи, как они дополняют и оттеняют друг друга.

    Получилось, что тайны следствий, раскрываемые на экране, не так занимательны, как тайны следователей.

    Но самая магнетическая тайна "Тайн" состоит в том, что Маша Швецова, для которой осмотры трупов, походы в морг, беседы с преступниками - повседневность, любит свою работу настолько, что могла бы вслед за Михаилом Швыдким воскликнуть вполне искренне: "Жизнь прекрасна!"

    * * *

    Наше ТВ не было бы нашим, если бы в бочку меда оно бы не добавило ложку дегтя. Даже две.

    Первая была от Первого канала. В рамках празднования юбилея Леонида Филатова авторы документального фильма о рано ушедшем артисте позволили себе процитировать Николая Губенко, который мало того, что назвал своего учителя Юрия Любимова лжецом, так еще и обвинил его в преждевременной кончине Филатова.

    Вторая ложка последовала от НТВ. Здесь в рамках "Чистосердечного признания" показали шокирующие кадры измученного болезнью Семена Фарады. Какими бы мотивами ни обставляли авторы репортажа свое вторжение в частную жизнь немощного человека, но то, что они сделали, бессердечно.

    Поделиться