27.12.2006 02:00
    Поделиться

    Альберт Лиханов выступает за семейные формы защиты детей

    Альберт Лиханов: Когда семья принимает под свое крыло пятерых ребят, это необходимо признавать работой. Фото: Вика Чугаева.Российская газета | Альберт Анатольевич, чем сегодня живет российский детский мир?

    Альберт Лиханов | Детский мир нашей страны оказался перед лицом многих непростых проблем. Вы, наверное, знаете, сколько у нас страждущих детей, как нелегко складываются их судьбы. Детство – это вообще такая часть жизни, которая всегда лежит в основе будущей личности, и простых судеб не бывает. Здесь история по Толстому, который говорил, что все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Много детей вполне благополучных, но много и таких, которых ударила судьба, или они оказались сиротами, или больны с рождения. Детский мир – это не просто эпоха праздника, радости, весны жизни, но и время испытаний. Такой подход к детству, такое понимание мне кажется очень важным не только для литературы, не только для писателей, но и для всего нашего общественного сознания. Чтения, которые проходят в Белгороде уже в шестой раз, прежде всего этому и посвящены.

    РГ | Какие-то практические задачи вам удалось решить благодаря этим чтениям?

    Лиханов | Вы знаете, и от общественной организации, и особенно от моей деятельности практические перемены, к сожалению, мало зависят. Это только наши мечты, что литература и искусство могут утереть слезу ребенка и вообще что-то поправить. На самом деле, существует государственная политика, и она либо согласуется с гуманистическими устремлениями, либо нет. Мы стараемся, чтобы это согласование было. Вообще-то, спасает и воспитывает, поднимает на крыло любого человека именно семья. Никакая ни казенка, ни школа. Школа дает образование. Однако идеальная школа, дореволюционная, когда учительство считало себя частью народничества и посвящало себя полностью детям, к сожалению, ушла. Поэтому семья, или такая форма, как семейные дома, по-прежнему основа всего. Семейные детские дома придуманы нами 19 лет назад. Они существуют фактически в каждом регионе страны. Но, за исключением, пожалуй, Белгородской области, все они находятся под печальным прессом чиновников от образования.

    РГ | Возможно ли повлиять на ситуацию?

    Лиханов | Сложность в том, что наше законодательство лишило семейные детские дома социального пакета. Когда семья принимает под свое крыло пятерых ребят, это необходимо признавать работой. И за эту нелегкую работу давать людям зарплату, стаж, право на пенсию, больничный и так далее. То есть все то, что получает любой человек, который работает где-нибудь на заводе. Но оказывается, что по федеральному закону в семейных детских домах родители могут получать зарплату только по договору подряда, но не по трудовому договору.

    РГ | На государственные детские дома, надо понимать, вы махнули рукой?

    Лиханов | Я за семейные формы спасения и защиты детей-сирот. Именно наш детский фонд создал семейные детские дома, и этот опыт – пока единственный позитивный в стране. 2700 детей – ни один не пропал, ни один не стал наркоманом, алкоголиком, все получают образование, все устраиваются в жизни, потому что есть мать и отец. Самое главное, что меня радует, дети, которые могли оказаться на помойке в прямом и переносном смысле, получают в семейных детских домах то, что вообще получает любой нормальный ребенок в семье. Они стремятся к максимальному образованию, к максимальной будущей социальной защищенности, профессиональной защищенности. Вот почему мы ратуем за семью, семейные детские дома.

    Казенное учреждение этого достичь не может, и вы это хорошо знаете. Ребенка выпускают из 9 класса или ПТУ, и дальше он предоставлен сам себе. Отсюда такие катастрофические цифры в стране, 90 процентов выпускников сиротских заведений или спиваются, или становятся наркоманами, или обслуживающими криминал людьми. Только 10 процентов как-то устраиваются. Детский дом не отвечает за судьбу ребенка, которого выпустил, – пошел, ну и с богом! Что с ним будет через пять лет, как он устроился, есть ли у него крыша над головой, женился ли, умер, убили – никто ничего не знает. Такой бесхозяйственности ни в одной другой отрасли не найти.

    РГ | Сейчас много говорят о том, чтобы вообще детские дома ликвидировать…

    Лиханов | Да, пошли предложения закрыть все детские дома, раздать детей в семьи. Граждан соблазняют деньгами – три, четыре, пять тысяч рублей в месяц. По-моему, это величайший грех. Во-первых, этим взрослым надо дать понять, что такое взять в семью ребенка, за что и как надо отвечать. Уже есть первые признаки того, что многие граждане к этому шагу не готовы. Вот тут губернатор Пермского края по радио сказал: мол, ребенок в детском доме обходится им в 150 тысяч рублей в год. Отдав в семью, затраты на него снизятся в четыре раза, и все сыты, и довольны. Отдал в семью – и все. Это преступная формулировка. Отдал в семью – это не все, с этого все только начинается. Нужно понять, что это за семья, и способна ли она защитить ребенка. Я уверен, что 50 процентов семей с этим не справятся.

    РГ | Вы рисуете усыновлению весьма смутные перспективы…

    Лиханов | Я признаю и принимаю вариант усыновления детей, но не с обещанной федеральным законом только единовременной выплатой в восемь тысяч рублей. Считаю, что кроме этого, нужно давать и достаточное ежемесячное пособие на ребенка до совершеннолетия. Вот этот механизм усыновления может помочь.

    Наша справка

    Литературно-педагогические Лихановские чтения ежегодно проходят на Белгородчине с 2001 года по инициативе и поддержке правительства Белгородской области, Российского детского фонда и Белгородской государственной детской библиотеки А.Лиханова. В них принимают участие писатели, педагоги, библиотекари, общественные и религиозные деятели, читатели. Идея проведения чтений была заложена в концепции «Стратегические принципы защиты детства в Белгородской области», принятой в 2000 году. Одна из главных целей этих встреч – привлечение внимания общественности к проблемам детей-инвалидов и детей-сирот. На секциях и пленарных заседаниях чтений обсуждают вопросы нравственного, патриотического воспитания молодого поколения, а также проблемы детского и подросткового чтения, роль библиотек в воспитании. Одна из секций традиционно посвящена изучению творчества Альберта Лиханова.

    Поделиться