27.12.2006 00:10
    Поделиться

    Воронежскую область поразила эпидемия геморрагической лихорадки

    Как не странно это звучит, но эпидемию геморрагической лихорадки ждали. Эпидемиологи не знали только одного, в каком районе начнется и когда? Верхнехавский район пять лет назад уже посещала эта беда – лихорадка косила жителей направо и налево. Району помогали проводить сплошную дератизацию полей, ферм, жилищ, детсадов, школ, чтобы уничтожить или отогнать от домов переносчиков так называемых хантавирусов – мелких грызунов. Обыкновенная мышь-полевка стала врагом номер один.

    «Сегодня ситуация будет более тяжелой, – говорит главный государственный санитарный врач области Михаил Чубирко. – Несмотря на наши предписания и предупреждающие письма, в 11 районе области не проводили ни сплошную, ни барьерную дератизации. В том числе и в Верхнехавском, Бобровском, где эпидемия только набирает темпы. Мышей расплодили полчища. По нашим данным каждая девятнадцатая заражена вирусами лихорадки».

    Не принимали превентивных мер, значит, вступают в силу меры чрезвычайные. Это очень по-русски. Ситуацию в Верхнехавском районе, проще говоря, элементарно прошляпили. Медики заговорили о ней еще 12 декабря, когда стали поступать с характерными признаками первые больные. Но это никого не взволновало. Меж тем геморрагическая лихорадка – далеко не безобидное заболевание. По словам врачей, главная беда в том, что у больных отказывают почки. Вылечить лихорадку трудно, функции почек, как правило, не восстанавливаются еще года два.

    Михаил Чубирко, созвав санитарно-противоэпидемическую комиссию администрации области, напомнил главам муниципальных образований, что контроль за распространением и профилактикой природно-очаговых инфекций возложен на них по закону. Речь идет о немалых средствах на химзащиту от мышей. В селах, где болеют массово, обрабатывать придется все – от подворий до учреждений и предприятий. Не отсидятся в спокойствии и жители городов. Еще ранней осенью отмечались случаи заболевания лихорадкой воронежцев и рамонцев. Это было предупреждение, которому не вняли. Хотя, если заглянуть в историю болезни, то видно, что эпидемия ГЛПС не такая уж редкость для области. 98 человек заразились в 60 годы. 50 жителей подхватили вирусы пять лет назад в Верхнехавском районе. Вспоминать об этом случае там не любят, но теперь пришлось. Заместитель главы администрации района Николай Косых буквально повинился перед комиссией, что не прислушался к предупреждению эпидемиологов. Район и сегодня, оказавшись не в состоянии оплатить расходы по сплошной обработке территории примерно на 400 тысяч рублей, до сих пор не обратился за помощью к губернатору. Судя по всему, ликвидировать проблему своими силами у сельских районов действительно не получится, и ситуацию обсудит чрезвычайная комиссия области.

    Мнение

    Ольга Гунина, начальник отдела эпиднадзора управления Роспотребнадзора по Воронежской области:

    – Если говорить о причинах распространения геморрагической лихорадки с почечным синдромом и невиданного скопления мышей, то надо вспомнить, насколько изменилась структура сельскохозяйственного производства. Из 1000 гектар вспахивается по осени в лучшем случае процентов 60. Поля зарастают бурьяном, там селятся грызуны. Их истребление должно проводиться регулярно два раза в год, но масштабная дератизация проводится далеко не везде. В том же Верхнехавском районе выделили на эти меры 225 тысяч рублей, а освоили 80 тысяч. Ослабили работу ветеринары. В Воронеже с реорганизацией коммунального хозяйства расторгнуты все договоры организаций на обработку территорий от грызунов и блох. А проводить эту работу необходимо.

    Поделиться