Впрочем, пока такую услугу в России оказывает лишь одна авиакомпания, да и то иностранная. Но в следующем году так называемой "авиацией для бедных" намерены заняться и отечественные авиакомпании. Уже определен первый рейс: Москва-Екатеринбург. Названа цена билета - 500 рублей. Летать компания планирует исключительно по России - помимо Екатеринбурга в Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Мурманск, Волгоград, Самару. А к лету и по традиционным курортным направлениям.
Главный принцип работы авиакомпаний-дискаунтеров (low-cost-перевозчиков) - жесткая экономия на привычном для "воздушных" пассажиров комфорте. Так что, выгадывая в цене, вы должны знать, что кормить на борту вас не будут (только за дополнительную плату). И лететь придется в самое неудобное время - большинство дискаунтных рейсов назначены либо на раннее утро, либо на глубокую ночь. И, как правило, выход на посадку не из теплых и светлых залов аэровокзалов в сопровождении стюардесс, а с запасных аэродромов или чуть ли не из самолетных ангаров. К тому же на таких рейсах действуют очень жесткие ограничения по размеру и весу багажа и ручной клади. И билеты продают по Интернету, которые потом уже нельзя будет сдать. Таким образом, авиаперевозчик не тратится на типографские расходы, чтобы напечатать бумажные билеты. Но самое важное - интенсивность перевозок. Один самолет успевает сделать три-четыре рейса в день. Это означает, что "вилка" с момента его прибытия до отлета всего в 15-35 минут. То есть практически он всегда в воздухе. А, как известно, это обходится дешевле, чем простои на земле.
Надо сказать, что количество авиакомпаний, работающих по системе low-cost, в Европе постоянно растет. Пассажиры, среди которых много представителей среднего класса, делают выбор в пользу беспрецедентной экономии денег, нежели собственного комфорта.
В минтрансе корреспонденту "РГ" подтвердили, что несколько новых российских авиаперевозчиков "уже вплотную" подошли к оказанию таких услуг. И теперь должны пройти регистрацию и получить лицензию. Понимая, что ниша дешевых воздушных пассажирских авиаперевозок пока свободна, государство не будет препятствовать развитию этого рынка, подчеркнули в министерстве. При одном условии - снижение накладных расходов авиакомпаний не должно сказываться на безопасности полетов и авиационной безопасности.
Желаем в новом году всем пассажирам удачи в пути.
Тем временем
Независимые эксперты оценивают перспективы российской "авиации для бедных" весьма скептично. Для развития дискаунтеру нужно большое количество конкурирующих между собой небольших аэропортов и избыток пассажирского спроса, с чем в России пока туговато. Сегодня внутренними рейсами пользуются только 5 процентов населения, в то время как в Европе этот показатель достигает 67 процентов. Но, как считают сами российские дискаунтеры, стимулировать мобильность нации и строить новые аэропорты - одна из основных задач развития "нового" бизнеса.