Таким стал ответ "Газпрома" на заявление первого вице-премьера правительства Беларуси Владимира Семашко о том, что Беларусь не будет с 1 января осуществлять транзит российского газа в Европу. Об этом вчера заявил представитель "Газпрома" Сергей Куприянов.
По оценке "Газпрома", сейчас ситуация принципиально иная, чем в прошлом году с Украиной. "Тогда мы обеспечивали транзит на основе транзитных договоров, сейчас экспорт идет через наши транспортные сети, а "Белтрансгаз" лишь обеспечивает функционирование системы", - подчеркнул Куприянов.
По оценке "Газпрома", по состоянию на вечер 28 декабря "прогресса на переговорах с Беларусью нет". По данным Агентства газовой информации, "Газпром" уже начал подготовку к осуществлению транзита газа в Европу через Беларусь "в условиях незаключения контракта на поставку белорусским потребителям".
Напомним, что днем раньше председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер сообщил, что в такой ситуации "Газпром" будет поставлять газ своим европейским потребителям в объемах, предусмотренных действующими контрактами. Уже направлены уведомительные письма партнерам в Литве, Польше и Германии. А заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев заверил вчера, что компания "сделает все для того, чтобы компенсировать возможный несанкционированный отбор газа Беларусью".
Реакция Евросоюза, призвавшего Россию и Беларусь как можно скорее разрешить газовый конфликт и найти решение, которое бы не ставило под угрозу российский экспорт газа в страны Евросоюза, была вполне ожидаемой. На 4 января в Брюсселе намечено заседание экспертной координационной группы, на котором будет проанализирована ситуация с поставками российского газа.
Но вот Украина, только год назад сошедшаяся с "Газпромом" в жестком "клинче", на этот раз выступила на стороне России. Министр топлива и энергетики Юрий Бойко сообщил, что Украина готова увеличить транзит российского газа в Европу в случае сокращения его поставок через Белоруссию из-за вероятного конфликта белорусской стороны с "Газпромом".
Александр Рар,
эксперт Германского совета по внешней политике:
- Для "Газпрома" Европа очень важна, поскольку страны ЕС являются на сегодняшний день основными потребителями российского газа. Поэтому "Газпром" должен, несмотря на свои нынешние конфликты с Белоруссией или споры с Украиной в начале года, подтверждать надежность газовых поставок своему главному клиенту.
Если Белоруссия заявляет, что она не пропустит газ в Европу, то, естественно, Россия должна со своей стороны сделать все для того, чтобы успокоить европейцев. В начале 2006 года Россия поставляла газ через Украину в Европу, несмотря на то, что украинцы несанкционированным образом отбирали себе часть газа.
Теперь, по-видимому, Белоруссия будет делать то же самое. Россия сейчас дает Западу понять, что предназначенный Европе газ, скорее всего, будет украден.
Теперь самое главное для России не проиграть пиаровскую битву. Надо показать, что виноват Минск, а не Москва. В настоящий момент мы видим типичный торг, чисто базарный торг, между Россией и Белоруссией. Каждый пытается в последний момент перехитрить другого. Но Россия сидит на тех ресурсах, которые нужны Белоруссии. У Минска не остается никакой другой возможности, кроме как договориться с Россией.
За нынешним газовым спором стоят большие интересы Москвы, которые касаются белорусской нефтегазовой транспортной системы. Россия превращается в великую энергетическую державу. Поэтому она стремится получить назад все нефтегазовые системы, созданные при Советском Союзе.
Очень многие эксперты считают, что Россия повысила цены на газ для Украины, Грузии, Армении, Молдавии и Белоруссии для того, чтобы они вернули "Газпрому" нефтегазовую инфраструктуру в обмен на газ.
Единственное уязвимое звено в позиции России заключается в том, что она со своим наиболее близким партнером - Белоруссией - разговаривает с позиции силы, прибегая к явному давлению. "Газпром" мог бы сразу не повышать цену на газ в четыре раза. Повышать ее надо было пять лет назад и постепенно, а не одномоментно.
Потому что сейчас главный удар от роста цены на газ придется испытать белорусскому народу и промышленности. Во всем остальном Россия права. Белоруссия - независимое государство и должна платить за газ по рыночной цене. Времена Советского Союза прошли.
Запад всегда с опаской смотрит на Россию, когда она демонстрирует силу. Во время холодной войны Москва грозила оружием. Сегодня возрастает конкуренция в нефтегазовой сфере. Россия проявляет силу, давит, показывает свою энергетическую мощь. Это пугает Европу. Поэтому Запад предпочитает защищать слабого. Так было и во время газового спора с Украиной, которую, как известно, европейцы отчаянно защищали.
В отношении Белоруссии ситуация выглядит неоднозначно. Там сидит "единственный в Европе диктатор", который изолирован от западного мира. Поэтому можно предположить, что европейцы не будут защищать интересы Минска так же, как они защищали интересы Киева в споре с Россией.
Лукашенко находится в полном одиночестве. Ему придется согласиться на условия "Газпрома", так как альтернативы российскому газу у него нет. Европейцы, если будут продавать ему газ, то в два раза дороже, чем Россия. Польша также вряд ли согласится продавать Белоруссии электроэнергию.
Я не думаю, что Россия повысила цены на газ для того, чтобы обидеть белорусский народ или разрушить белорусскую экономику. Москва преследует другие цели: получить нефтегазовые системы Белоруссии и в конечном итоге добиться превращения рубля в государственную валюту этой страны. Это большой шаг к объединению двух стран. Именно так оценивают ситуацию западные эксперты.
Чтобы не вызвать раздражение Европы, России надо будет четко объяснить свою политику. Если Россия будет проводить открытую и неагрессивную политику, то ей не придется выслушивать критику. Но придется приложить немало усилий для того, чтобы доказать: в газовом споре с Белоруссией она преследует чисто коммерческие, а не политические интересы.
Если Москва проиграет пиаровскую войну и Запад поверит в то, что Россия хочет поглотить Белоруссию, тогда начнутся проблемы. Европа начнет создавать нефтегазовые транспортные системы с Ливией и Алжиром и постарается полностью отказаться от российского газа. Такая опасность существует. Поэтому России не стоит пренебрегать европейским общественным мнением.