Суть всех процессов одна - вернуть элитную дачу государству.
Но и это еще не все. Росимущество требует обязать Касьянова снести самовольную постройку, возведенную им на месте существовавших строений, и взыскать с него за это утраченное имущество 46 с половиной миллионов рублей. Ведомство пытается отсудить у Касьянова и другую сумму - свыше 61 миллиона - за пользование дачей.
История "Сосновки" расследована в деталях. На участке "Сосновка-1" раньше располагалась госрезиденция Михаила Суслова, а соседняя "Сосновка-3" была госдачей Константина Черненко. В 1996 году между компанией "Эвихон" и Госкомимуществом был заключен договор аренды на два дачных участка "Сосновка-1" и "Сосновка-3" на 49 лет. Потом компания отдала дачи ФГУП ВПК-Инвест - оно и получило разрешение на продажу этих участков с торгов. "Сосновка-1" досталась ООО "Амелия", которое перепродало ее Михаилу Касьянову. "Сосновку-3" получило ООО "Вельтекс", ее получил Михаил Фридман.
Полтора года назад разразился скандал и начались суды. В итоге долгих разборов государство вернуло себе землю под "Сосновками". Но сами госдачи пока остаются в частных руках.
Нынешней весной 9-й апелляционный Арбитражный суд утвердил решение Арбитражного суда Москвы и признал незаконным договор, по которому 17 гектаров земли "Сосновок" были переданы в долгосрочную аренду компании "Эвихон", которая в 2004 году заключила два договора о переуступке права аренды земли двум коммерческим структурам, принадлежащим Касьянову и Фридману. Но это речь о земле.
Помещения же этих дач достались господам Касьянову и Фридману на аукционах, итоги которых Арбитражный суд Москвы признал недействительными, потому что объявления о их проведении не были опубликованы в прессе.
Для того чтобы окончательно национализировать обе дачи, Росимущество решило отнять у Касьянова и Фридмана право на аренду земельных участков под "Сосновками". А поскольку это право им предоставил "Эвихон", Росимущество обратилось в суд с иском о признании недействительным договора аренды, по которому "Эвихон" стал арендатором.
Арбитражный суд Москвы решил, что недействительной сделку признавать уже поздно - она исполняется сторонами уже десять лет. Тогда суд признал договор аренды 1996 года незаключенным, объяснив такое решение тем, что в нем не указан "перечень взятого в аренду имущества". Обе фирмы попытались обжаловать эти решения, но проиграли.
Но все положительные арбитражные решения совсем не означали, что Михаил Касьянов автоматически потеряет дачу. Для этого Росимуществу пришлось подать иск к нему как к физическому лицу в районный суд Москвы. Окончательную точку в дачном деле решит именно этот суд в следующем году.