Чем жила Липецкая область в уходящем году?

Высшая математика нацпроектов

Всем известно, что любой проект сам по себе еще ничего не означает: его эффективность можно оценить лишь тогда, когда он заработает. Мы можем вспомнить немало глобальных идей, которые сходили на нет именно на этапе реализации - возьмите хоть столыпинскую реформу, хоть строительство Байкало-Амурской магистрали. Все эти благие начинания не принесли желаемого эффекта и по разным причинам оказались не доведены до конца.

С национальными проектами - картина совершенно иная. За неполный год их реализация дала результат, ощутимый уже сегодня, можно сказать, на первом этапе. Четкое обозначение национальных приоритетов, подкрепленное финансированием, заставило заработать территории, всколыхнуло регионы. И я рискну утверждать, что сегодня мы реализуем в стране и регионе самый, пожалуй, эффективный социально-экономический проект за последние десятилетия.

Дело тут не только и не столько в бюджетных вливаниях, а в подходах. Каждый рубль федеральных средств, поступивший к нам по линии нацпроектов, "притягивает" к себе еще от 15 до 20 рублей. Откуда берутся эти цифры? Поясняю. Скажем, в агропромышленном комплексе предусмотрено погашение из федеральных средств процентной ставки по кредитам - на это выделяются очень серьезные суммы. Прибавьте к этим средствам сами объемы кредитов, вложения в социальную инфраструктуру села - и тогда все станет понятным. Бюджетный рубль работает, многократно умножая инвестиции.

Крайне важно и то, что реализация нацпроектов позволяет нам подступиться к решению, казалось бы, неразрешимых проблем - к примеру, обеспечения наших сограждан доступным жильем. Задача эта крайне сложная, но выполнимая. Но для ее решения необходимо не только выстроить разумную ценовую политику, не только создать доступные и долгосрочные схемы ипотечного кредитования - нужно и резко увеличить объемы возводимого жилья. Уже сегодня обозначилась проблема недостатка строительных материалов - в частности, цемента. Чтобы "успеть" за растущими темпами строительства, необходимо наращивать мощности, возводить новые предприятия, модернизировать уже работающее производство. И этот процесс набирает обороты - предприятия возводятся, создаются новые рабочие места. В Липецкой области в этом году начал выпуск продукции завод по производству отделочного кирпича - на территории Тербунского района; в Липецке наращивает мощности завод железобетонных изделий; цементный завод после реконструкции вышел на объемы 2 миллиона тонн в год (кстати, в советское время его производительность была в два раза меньше - а ведь тогда и потребность в цементе была иной). Все это - пример того, как четко сформулированная задача заставляет выстраивать для ее решения отлаженный механизм. Механизм этот - если говорить о нацпроектах - совершенствуется по ходу работы. В конечном итоге все это ведет к главному - повышению качества жизни. И это уже не просто проект, а национальная идея.

В зоне доступа

Создание в нынешнем году особых экономических зон (ОЭЗ) - федеральной и региональных - послужило мощным стимулом развития производства. Проект федеральной ОЭЗ "Липецк" - одной из двух существующих в России экономических зон промышленного типа - проходил в этом году непростую стадию становления. Но уже сегодня все неотложные вопросы, так или иначе связанные с этим масштабным проектом, находят свое решение. Особо хочется сказать о региональных зонах, появившихся у нас после принятия соответствующего областного закона - единственного нормативного акта такого рода, принятого на уровне субъекта Федерации. И сегодня динамика развития региональных зон даже опережает их федеральный аналог. И, что немаловажно, наш опыт по их созданию вызвал серьезный интерес со стороны федеральных органов власти. Наши наработки изучаются и, надеюсь, что они принесут пользу не только Липецкой области, но и другим регионам, заинтересованных в реализации подобных проектов.

Конечно, для эффективной работы ОЭЗ необходимо решить немало серьезных задач: не только привлечь инвесторов, создать производство, но и обеспечить социальную, и в первую очередь модернизировать транспортную инфраструктуру - в самом широком значении. Уже сегодня нужны дополнительные энергоресурсы, необходимы современные автотрассы и железные дороги - без этого создание крупных промышленных анклавов теряет смысл. И эту задачу мы будем решать, готовы вкладывать бюджетные средства - здесь наиболее целесообразным представляется принцип софинансирования совместно с федеральным центром. Такой принцип будет применен при реализации проекта ОЭЗ "Липецк": в будущем году запланированы расходы в 900 миллионов рублей из областного бюджета, и столько же - из федерального. Опять же бюджетные деньги здесь должны послужить своего рода толчком для привлечения инвестиций, многократно превышающих эти затраты.

Мы активно работаем и над созданием не только промышленно-производственных зон, но и туристско-рекреационных: с центром в Ельце - городе с 860-летней историей и Задонском районе. Эти удивительные места с их уникальным ландшафтом и богатыми культурно-историческими традициями обладают богатейшим туристическим потенциалом. И я абсолютно уверен, что этот потенциал будет востребован. Ну а мы приложим к этому все свои силы и возможности.

Хорошие привычки

Каждый год - своего рода веха, когда принято не только подводить промежуточные итоги, но и смотреть в будущее. Мы, конечно, ожидаем в будущем году отдачи от того, что было заложено ранее. Ожидаем увеличение объемов производств, создания новых предприятий - а за последние годы мы привыкли, что у нас в регионе открываются заводы с высокой производительностью - на лучшем европейском уровне. Это хорошая привычка, и отказываться от нее мы не намерены.

Будет повышена заработная плата работникам бюджетной сферы. Будут возводиться социальные объекты - в сфере образования, здравоохранения, культуры. Мы готовы продолжать интенсивно развиваться.

Продолжим работу по совершенствованию системы органов местного самоуправления. Федеральный закон об общих принципах местного самоуправления, введенный с начала нынешнего года в Липецкой области, дал нам очень много. Его основная цель - приблизить власть к человеку настолько, насколько это возможно. Этой цели и следуем. Нынешний год был годом "притирки" структуры местного самоуправления, годом выработки основных критериев оценки эффективности власти на местах, годом оказания муниципалитетам методологической помощи. Теперь им предстоит доказать, что они научились работать по новым принципам.

2007-й будет крайне насыщенным годом с политической точки зрения. Это накладывает особую ответственность на всех нас, граждан России - вне зависимости от занимаемых должностей и постов. Я очень надеюсь, что всем нам хватит мудрости, чтобы осознать: наша задача - не раскачивать лодку, а закреплять те позитивные тенденции, что были с таким трудом достигнуты в последние годы. Когда намечена стратегия, определены приоритеты, главная задача одна - работать.