Промежуточные итоги реализации национального проекта "Здоровье" только что, в преддверии Нового года, подведены в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Экспертный анализ показал, что осознанная ставка на предупреждение заболеваний и внедрение технологических новаций уже позволила на 15 процентов сократить издержки на здравоохранение, одновременно повысив уровень жизни жителей автономного округа. И, кроме того, сделать шаг вперед в реализации новаторского регионального закона "О качестве жизни".
Прошло меньше года с момента принятия Законодательным собранием ХМАО беспрецедентного для России закона "О качестве жизни", но политическая и бизнес-элита региона сумели продемонстрировать, что этот документ стал каждодневным ориентиром их работы, а не просто хлесткой декларацией. Эта попытка "сыграть на опережение", однако, оказалась в центре пристального анализа экспертов не сама по себе: вполне очевидно, что "засветиться" в реализации национальных проектов стремятся власти многих регионов. Здесь же любопытна попытка создания долгосрочной стратегии, не привязанной к каким-либо предвыборным циклам. Введение в ранг закона такого фундаментального понятия, как "качество жизни", в автономном округе стало своеобразным прологом к ключевым положениям социального блока Послания главы государства Федеральному Собранию, прозвучавшего в 2005 году. Этот документ, кстати, был только одним из десяти нормативных актов, которые были приняты в округе для успешного хода нацпроекта "Здоровье".
Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Александр Филипенко определил суть принятой стратегии в области здравоохранения как "обеспечение возможности качественно, доступно и вовремя лечиться" для всех жителей региона, но сделал знаменательную оговорку, которая выдает особенности подхода к реализации этой политики. По его мнению, можно немало выиграть, если удачно использовать схождение в одной точке двух факторов.
В округе наблюдается объективный рост заболеваемости, но одновременно все более эффективно действует контрмера - своевременная профилактика. Это и дает эффект, который уже может быть отражен бесстрастной статистической строкой. "Активное занятие профилактикой, ранней диагностикой показывает, что этот метод уже дал зримый экономический эффект", - отметил на итоговой предновогодней телевизионной пресс-конференции, ставшей его отчетом перед жителями округа, губернатор Александр Филипенко. Скажем, в ХМАО сократилась преждевременная смертность, что стало следствием работы специальной программы "О мерах по борьбе с преждевременной смертностью", которая дополняет и усиливает эффект закона "О качестве жизни". Смертность от случайных травм снизилась на 25 процентов, от самоубийств - на 23 процента, от несчастных случаев на производстве - на 10 процентов.
"Мы много денег тратим на поддержание высокой рождаемости, уровень которой у нас в два раза выше смертности, и решили озаботиться тем, чтобы смертность от ДТП, пожаров, производственных травм, несвоевременной или неправильной диагностики заболеваний снижалась", - пояснил журналистам губернатор. А вот позитив без примеси: на 27 процентов выросло число многодетных семей. Цифры сами по себе удивительные, тем более что речь идет о первом годе реализации нацпроекта "Здоровье", но если проанализировать общий контекст, то становится очевидна тенденция.
Конечно, надо принять во внимание, что ХМАО - крупнейший донор федерального бюджета, занимающий первое место в России по объему добычи нефти и валовому региональному продукту. И потому неподъемные для других регионов суммы тратятся и на финансирование здравоохранения, причем все больше в контексте его модернизации, и на реализацию национального проекта "Здоровье". Так, уровень бюджетной обеспеченности на одного жителя в сфере медицинских услуг составляет более 13 тысяч рублей в год, что почти в 2 раза больше, чем в 2001 году. Отметим еще, что из бюджета ХМАО - Югры выделено 1,61 миллиарда рублей на финансирование нацпроекта "Здоровье": это региональная составляющая не пересекается, а дополняет текущее финансирование медицины на территории округа.
Не случайно Александр Филипенко как-то иронически заметил, отвечая на вопрос о том, нужно ли увеличивать 16-процентную долю бюджета ХМАО, которая вкладывается в здравоохранение: "Ну, это смотря какой бюджет". Бюджет в данном случае действительно велик (ВРП в 2005 году перевалил за полтора триллиона рублей), потому велик и скепсис: деньги могут решить все, что, дескать, и происходит. Отсюда недалеко до вывода, что задача лишь в том, чтобы "отстегнуть" 60 процентов консолидированного регионального бюджета на социальные задачи.
Однако недавно, оценивая действия правительства страны, известный политолог Глеб Павловский отметил, что "высокие цены на нефть сами по себе не в состоянии трансформироваться в рост благосостояния россиян: это гораздо более трудный процесс". И если войти в эту систему координат и оценивать эффективность работы власти именно по состоянию человеческого капитала, то надо вспомнить, что нефть добывали на территории округа в больших количествах и двадцать, и тридцать лет назад. Но вот парадокс: еще в 1995 году более 70 процентов всех лечебных учреждений ХМАО находились в неприспособленных, аварийных помещениях, а оказание высокотехнологичной помощи было вообще на нуле. А нефть между тем исправно добывалась, однако ни у кого не хватало решимости и тем более оснований объявить Югру, как это сделано в последние годы, "территорией здоровья".
Сейчас же осуществлен поворот, который учитывает и глубинные особенности территории. "Тратить больше всех - это не спорт, а объективная необходимость, связанная с нашей ситуацией. Югра была и есть территорией освоения". В самом деле, округ более чем своеобразный - огромная территория, суровый климат, и потому альтернативой росту качества жизни могут быть либо плохая работа либо отъезд специалистов из региона. Конечно, можно обеспечить всех жильем, правда, в неблизкой перспективе, но без развитой социальной инфраструктуры людей не удержать. Стоит вспомнить, что, анализируя социально-экономическую политику ХМАО, аналитики подметили любопытную особенность. Многие проекты, начатые властью региона вполне автономно и с опорой на собственные ресурсы, зачастую опережают развитие событий в масштабе страны, но в дальнейшем "входят в резонанс" с новациями федерального центра и оттого получают дополнительное ускорение. К примеру, так получилось с четырьмя программами развития ХМАО общим "финансовым весом" порядка 22 миллиардов рублей, принятыми в прошлом году, а также и с региональным законом "О качестве жизни".
Итак, как администрация ХМАО реализует свой весьма необычный для России главный принцип социальной политики - "Здоровье - категория экономическая"? "Надо договориться, что болезни и варварское отношение к здоровью - это не только личное дело", - предложил глава ХМАО своеобразный вид "общественного договора", не отмеченный еще в анналах политической мысли.
Со своей стороны, администрация региона делает все, чтобы стимулировать население к такому необычному способу взаимодействия с властью. К тому, что президент России обозначил, вслед за великим русским писателем Александром Солженицыным, как "сбережение народа". За период с 1993 по 2006 годы в округе возведено 40 и начато строительство 70 объектов здравоохранения. Оснащены самым современным оборудованием такие базовые медицинские учреждения, как окружная клиническая больница в Ханты-Мансийске, окружной кардиологический диспансер и травматологический пункт в крупнейшем городе ХМАО Сургуте, окружная детская больница в Нижневартовске.
Кстати, по оценке минздравсоцразвития, ОКБ в Ханты-Мансийске признана одной из лучших в стране, а перинатальный центр в Нижневартовске вошел в лидеры по степени комфорта среди российских учреждений родовспоможения. Трудно переоценить и эффект от применения такой новации, как телемедицина, особенно учитывая огромную территорию Югры, равной Франции. По данным главного врача окружной клинической больницы города Ханты-Мансийска Аркадия Белявского, уникальное подразделение - плавучая поликлиника на базе теплохода "Николай Пирогов" - в навигационный период обслуживает до 50 тысяч пациентов из отдаленных территорий региона.
Сейчас на территории округа оказываются все виды высокотехнологичной медицинской помощи, кроме лучевой терапии. Но и это временно: в ОКБ строится сверхсовременный онкологический центр. Отметим и одну из принципиальных для медицины ХМАО линий: упор делается на развитие стационарозаменяющих технологий, их применение выросло за последние пять лет на 165 процентов. Проще говоря, болезнь легче предупредить, чем лечить, и это даст экономический эффект.
Губернатор ХМАО считает, что "прочная конструкция, в рамках которой власть, бизнес и общество находят компромиссные решения для повышения качества жизни людей", выдержала "испытание временем" и, стало быть, в нынешних условиях обязана набирать обороты. Впрочем, даже на этом фоне Александр Филипенко всегда предостерегает от "восприятия цифр роста как парадного отчета". Глава округа делает упор на то, что продолжительность жизни югорчан на 2,5 года превышает среднероссийский показатель, и заявляет, что "мы должны добавить к этой цифре 1 - 1,5 года за счет реализации новых программ".
"К сожалению, по естественному приросту населения мы занимаем только третье место в России, - констатировал Филипенко, развивая тему демографической политики региона. - Раньше были на втором, безуспешно конкурируя с Дагестаном, но когда в статистику стала включаться Чечня, откатились на третье место". Конечно, иронический подтекст очевиден, но социальный эффект от проведения взвешенной политики в сфере здравоохранения уже весом. Так, показатели младенческой смертности достигли европейского уровня - 7,4 на тысячу родившихся детей. Трудоспособное население составляет две трети населения, а удельный вес детей - 27 процентов. А принимаемые в рамках и нацпроекта "Здоровье", и многочисленных региональных программ меры позволят увеличить население округа и, в качестве еще более амбициозной задачи, создать устойчивую платформу для начала реализации в ХМАО концепции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) "Здоровье здоровых".