За 9 месяцев этого года доля населения, живущего ниже черты бедности, сократилась в регионе на полтора процента. Число тех, кто получает свыше 7 тысяч рублей в месяц, то есть среднюю в области зарплату, увеличилось на 10 процентов. Еще один показатель – количество граждан с доходами менее 1000 рублей в месяц. Таких костромичей осталось 2,5 процента. Правда, оговариваются статистики, большая часть этой группы – люди с отнюдь не маленькими, но «серыми» и «черными» конвертными зарплатами.
Несмотря на выход из «тени» все новых предприятий области, тема выдачи зарплат в «конвертах» по-прежнему остается болезненной. Принято считать, что сокрытие реальных доходов работников, прежде всего, характерно для малого бизнеса, а также предпринимателей без образования юридического лица, работающих с неучтенными деньгами.
Но в Костроме сегодня есть множество примеров того, что не брезгуют этим и достаточно крупные частные предприятия. Так, газеты пестрят объявлениями, приглашающими на работу в крупную торговую группу. Они предлагают заработную плату кладовщикам от 8 тысяч рублей, водителям – от 10 тысяч, менеджерам – до 30 тысяч рублей. Хотя, если верить документам официальной отчетности, предоставляемым фирмой в органы статистики и областной департамент экономики, даже зарплата руководителя юридической службы этой корпорации не превышает 2000 рублей в месяц. На просьбу представителей контролирующих органов объяснить причину столь низкой оценки труда одного из руководителей фирмы, был получен ответ, что в группу входит множество мелких предприятий – различных ООО и ЧП. Большинство сотрудников, включая руководство, числится в одном из них на основном месте работы, а в других – по совместительству. В итоге совокупный доход персонала получается гораздо выше прожиточного минимума. Очевидно, торговую группу не беспокоит то, что их сотрудников при такой схеме нельзя назвать социально защищенными. Ведь «больничные» и отпускные платятся лишь с зарплаты по основному месту работы. К подобным уловкам работодателям позволяет прибегать сегодняшнее законодательство. Но многие «нелегалы» даже такие «хитрости» считают излишними. По ведомости платят полторы-две тысячи рублей, все остальное – в конверте. Официальная и реальная заработные платы могут отличаться в 10 и более раз. Ведь главное требование закона – зарплата не должна быть ниже минимального размера оплаты труда, а он пока составляет 1100 рублей.
Большинство самодостаточных субъектов РФ противостоят этой практике, повышая МРОТ хотя бы до уровня прожиточного минимума. Для дотационных регионов это не выход. Таким территориям намного сложнее выводить предприятия, скрывающие реальную заработную плату, из тени. Тем не менее, такой опыт есть. Например, в Костромской области, не являющейся регионом-донором, в этом году работодателям рекомендовали платить работникам не меньше прожиточного минимума, размер которого ежеквартально индексируется. В апреле он составлял 3141 рубль, в июле – 3188 рублей.
Многие предприниматели так и поступили. В течение полугода после опубликования этого постановления администрации около 1000 мелких и средних предприятий области подняли зарплату работникам. Кроме морального удовлетворения в этом есть и материальные плюсы. Причем для каждой из сторон. Не раз работники костромских предприятий, посчитав, что с ними «нечестно обходится хозяин», исчезали с крупной суммой казенных денег или партией продукции. И не всегда у предпринимателя имеются законные способы вернуть пропажу. Большинство тех, кто совершил противозаконные действия в отношении своего нанимателя, даже не были официально устроены на работу.
Легализации заработной платы на предприятиях способствует и меняющаяся позиция самих наемных работников. До недавнего времени они в большинстве не обращали внимания на то, сколько им платят по ведомости, а сколько из-под полы. Сегодня, отмечают в комитете по труду, ситуация меняется. Костромичи все чаще требуют при устройстве на работу заключать с ними трудовые договоры, внимательно их изучают перед подписанием, следят за тем, чтобы эти двухсторонние соглашения гарантировали положение не хуже, чем прописано в законодательстве о труде.
Наемные работники стали больше обращаться в госинспекцию труда и суд при задержках, невыплатах или необоснованном сокращении зарплаты. Более того, уже были случаи, когда костромичи пользовались этим правом, если сумма выдаваемых на руки денег значительно превышала официальную получку. Сейчас все меньше людей соглашаются трудиться, если в Пенсионный фонд отчисляются копейки, если невозможно оформить кредит или ссуду. Ведь справка об официальных доходах – первейший документ, требуемый в банке. Заработная плата потихоньку выходит из тени, но этот процесс займет еще не один год, убеждены в комитете по труду.