30.12.2006 02:00
    Поделиться

    Леонардо да Винчи был арабом?

    Известны взгляды Леонардо да Винчи на мир. Но куда меньше о знаменитом художнике и ученом известно как о человеке. Восполнить этот пробел и попытались антропологи. Как сообщил директор института антропологических исследований при университете Кьети Луиджи Капасса, на реконструкцию отпечатка пальца потребовались три года. Для этого понадобилось изучить почти 200 фотографий отпечатков пальцев, оставленных на страницах 52 рукописей художника. Исследователям удалось установить особенности папиллярного узора, по которым можно отличить работы да Винчи.

    Но это еще не все. Исследователи утверждают, что теперь могут пролить свет на происхождение мастера. Как выяснилось, характер узора на подушечке указательного пальца да Винчи был типичен для выходцев из арабских стран. Этот факт подтверждает гипотезу о восточных корнях живописца. Предложения основаны на документах, косвенно указывающих на ближневосточное происхождение матери Леонардо - Катерины (это имя было самым популярным в эпоху Возрождения). Возможно, ее привезли в итальянскую Тоскану рабыней из Константинополя. И она не была, как считалось ранее, жительницей деревни Винчи.

    Важно и то, что открытие ученых способно предоставить и некоторую биологическую информацию. Так, да Винчи, который был левшой, иногда работал и правой рукой. Для рисования художник нередко использовал собственные пальцы, чаще всего попадается оттиск его большого пальца. Причем во время работы Леонардо имел привычку есть, и через пальцы на страницы рукописей могли попасть, как полагают ученые, частички пищи и слюны.

    Тем временем специалисты из японской акустической лаборатории, используя новейшие методы криминалистики и компьютерной обработки, реконструировали голоса Леонардо да Винчи и Моны Лизы. В качестве отправной точки послужили автопортрет художника и его, пожалуй, самое знаменитое полотно.

    Работая с портретами, исследователи, чтобы синтезировать голоса, просчитали положение огромного числа характерных точек и восстановили строение костей черепа Леонардо и Моны, учли их возраст (в момент, которой отражен на картинах), рост, особенности анатомии, многие другие детали. "Мы полагаем, - заявил руководитель лаборатории Мисуми Сизуки, - что воспроизвели голоса, которые являются очень близкими голосам Моны (низкий тон) и Леонардо (басовитый тон). На наш взгляд, они звучали именно так".

    Поделиться