30.12.2006 02:55
    Поделиться

    Сунниты пообещали отомстить американцам за Саддама Хусейна

    Апелляционная палата подтвердила вынесенный ему специальным трибуналом смертный приговор, а президентский совет во главе с самим президентом Джалялем Талабани, за которым по принятой недавно конституции остается последнее слово относительно судьбы осужденного, похоже, предпочел самоустраниться и "умыл руки".

    Так сложилось, что в этой арабской стране на берегах Тигра и Евфрата свергнутых правителей лишали жизни весьма жестоко и без соответствующего правового оформления. И эту традицию в оккупированном американскими войсками Ираке продолжили его нынешние власти.

    Правозащитники в Европе и по ту сторону океана открыто говорят, что судебный процесс был поспешным и неправедным. Достаточно сказать, что судей меняли как перчатки, а адвокатов просто отстреливали.

    Виновен ли президент-диктатор в расправе над жителями шиитской деревни Дуджейль после того, как в ее окрестностях произошло покушение на Саддама Хусейна? Есть ли его вина в отравлении сотен жителей городка Халабджа, поддерживавших сепаратистское движение иракских курдов? Попирал ли Саддам Хусейн гражданские права своих соотечественников?

    Ответ на эти вопросы однозначно положителен. И его должен был со временем дать сам иракский народ без подсказки и бесцеремонного подталкивания извне. Характерно, что примерно такого же рода обвинения могут быть предъявлены доброй половине соседних с Ираком режимов. Но вешать-то будут именно Саддама Хусейна.

    США расчищали ему путь к власти в стране, обладающей, по самым скромным оценкам, 14 процентами мировых запасов нефти, подтолкнули его к войне с ненавистным Вашингтону исламским режимом в соседнем Иране.

    Когда же Хусейн начал ускользать из цепкой хватки США и стал своевольничать, благо колоссальные доходы от нефти и советское оружие давали ему такую возможность, то его судьба оказалась предрешена. Хусейн был объявлен "плохим парнем", который создает свое ядерное оружие для шантажа свободного мира и привечает международных террористов, что, дескать, составляет прямую угрозу американской безопасности.

    Позже выяснилось, что эти обвинения нечем подтвердить. Но запущенная во имя устранения мнимой угрозы и насильственной демократизации Ирака военная машина США уже не нуждалась в дальнейших оправданиях.

    В Вашингтоне с одобрением, если не с восторгом встретили приговор. В отличие от своих европейских союзников, которые склонялись к пожизненному заключению или, по крайней мере, к длительному сроку, который экс-диктатор провел бы за решеткой. И многими из них двигали не только гуманные соображения, но и голый прагматизм.

    Значительная часть западных экспертов и СМИ считает, что публичная казнь Саддама Хусейна отнюдь не поможет решению стоящих перед оккупационными войсками задач. Напротив, она лишь углубит раскол иракского общества по этническому и религиозному признакам, подтолкнет его еще ближе к пропасти гражданской войны.

    Шииты и курды будут приветствовать казнь Саддама Хусейна, а сунниты будут мстить за его гибель. Старая баасистская гвардия уже пообещала активизировать нападения на американцев как в самом Ираке, так и за его пределами. Ростки сомнения пробились и на заокеанской почве. Даже представители американского военного командования не скрывают в интервью, что в условиях царящих в Ираке хаоса и насилия для наведения элементарного порядка им явно не хватает нового Саддама Хусейна, ибо его авторитарные, а порой просто жестокие методы правления, как оказалось, были едва ли не единственным средством обеспечить единство страны и ее внутреннюю стабильность.

    Кстати

    Учитывают ли в Вашингтоне, что казненный Хусейн станет мучеником в глазах иракских суннитов, да и немалого числа им сочувствующих в арабском мире? На это намекает и сам экс-диктатор в предсмертном обращении к своим согражданам. Он может стать символом дальнейшего сопротивления, яркой легендой. А такие легенды порой овладевают массами, становясь несокрушимой силой.

    Поделиться