Когда-то в "Художественном" состоялась премьера фильма Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин", здесь начали свою экранную жизнь фильмы Михаила Ромма, братьев Васильевых, Александрова. В кинотеатрах сохранилась ложа, в которой смотрели фильмы представители политической элиты страны: Сталин, Берия, Микоян, Молотов, Хрущев, Фурцева...
"Центр Российских Премьер" открылся новым фильмом популярного режиссера Андрея Эшпая "Многоточие".
Это картина о ностальгии по любви. Главную роль в фильме сыграли актриса Евгения Симонова и актер Игорь Миркурбанов.
- "Многоточие" - это психологическая драма, созданная по мотивам произведений Виктора Некрасова "Кира Георгиевна" и "В высшей степени странная история", - рассказывает Евгения Симонова. - Главная героиня фильма Кира Георгиевна - известный скульптор. У нее любящий муж, друзья, поклонники. Но однажды в налаженную ее жизнь ворвалось прошлое: в ее мастерской появился ее первый муж, прошедший сквозь лагеря.
РГ: Почему режиссер Андрей Эшпай постоянно возвращается к 37-му году в своих фильмах?
Симонова: 37-й год в "Многоточии", как и в "Детях Арбата", - это исторический фон, на котором происходит действие фильма. Андрея Эшпая волнуют проблемы вневременные - становление личности, распад личности, взаимодействие с властью. Любовь, потеря любви, верность, предательство в тот период были заострены, но тем не менее насилие власти над человеком - тема вечная.
РГ: Ваша героиня противостоит власти?
Симонова: Она совершила отказ от любимого человека и вольно или невольно совершила предательство. Ее первый муж написал отречение, чтобы спасти родных. Она, будучи молодой, это отречение приняла, но в зрелом возрасте поняла, что за всем этим стояло. Как человек нравственный и духовный, она предъявляет себе строгий счет, пытается вернуть любовь и отдать человеку, некогда любимому, то, что раньше не могла дать. Этим она отчасти как-то противостоит власти.
РГ: Это - поступок?
Симонова: Да. Так легко было дать этому человеку деньги, провести вечер и отправить его в прошлую жизнь. Но моя героиня, снова встретив его, все крушит и ломает в своей жизни.
РГ: И все же ваша героиня потеряла любовь?
Симонова: Эта тема для меня очень дорога. У Шварца в "Обыкновенном чуде" герой Олега Янковского говорит, что только раз влюбленным дается день, когда все свершается. И если случай представился для любви однажды, то больше он не повторится.
РГ: Андрей Эшпай, снимая фильмы о 37-м годе, все время акцентирует внимание на том, что, несмотря на тоталитарный сталинский режим, люди были внутренне свободными... А сегодня время разъедает человека изнутри?
Симонова: Мне кажется, что страшнее 1937 года не может быть ничего другого. Мне нравится, что в "Детях Арбата" Андрею удалось показать, как один человек может выдержать внешний удар, а другой - нет. Сегодня искушение идет деньгами, властью, один человек сохраняет себя, а другой не может. Каждый ничтожный поступок или формирует, или уничтожает личность. Да, сегодня другие искушения, но человек и проверяется именно этим.
РГ: Ваша любимая роль?
Симонова: В "Многоточии". Я героиню слегка подмяла под себя; может быть, Виктору Некрасову и не понравилось бы это. В повести она другая.
РГ: У вашей героини был прототип, и что с ним случилось в жизни?
Симонова: Она ваяла статуи Ленинов и пионеров. То ли Ленин, то ли пионер надломился, упал, и она была погребена под ним. А с первым мужем она рассталась.
РГ: Как шла роль?
Симонова: Трудно. Мне все дается трудно. Я все играю всерьез. К тому же моя героиня на грани нервного срыва, когда начинает метаться между мужьями.
РГ: У вас была подобная роль?
Симонова: Все мои героини любят и страдают. Серьезная моя работа в кино закончилась, когда мне было 25 лет. В самое золотое время от 30 до 40 лет, когда морщины не покрывают лицо, я не снималась. И Андрей Эшпай мне сделал шикарный подарок, пригласил в "Многоточие". Этим можно и закончить. Хотя Андрей закончил съемки фильма "Событие" по Набокову, где я тоже сыграла небольшую роль, а главную - Чулпан Хаматова.
РГ: Где проходили съемки фильма: сюжет его разворачивается то в художественной мастерской, где ваяются статуи Ленина, то в квартире, то на даче?
Симонова: Съемки проходили под Москвой, недалеко от Звенигорода, в деревне Рябушкино, а дачу снимали на Николиной горе. Дача принадлежала брату Серго Орджоникидзе, потом его вдове и "пропитана" историей.
Мастерскую художницы оборудовали в здании завода "Красный октябрь". По сценарию мастерская скульптора должна быть каменной, огромной, как цех завода.
А вот на необычное дерево с расколотым стволом натолкнулся Андрей. Дерево возникает не один раз и играет символическую роль.
РГ: Как вы работаете над ролью: сами ищете краски или слушаетесь режиссера?
Симонова: Я слушаюсь режиссера, особенно когда есть, кого слушать. Я - исполнитель.
РГ: Вы были замужем за актером Александром Кайдановским. Затем произошла встреча с Андреем Эшпаем. Говорят, у вас идеальный брак?
Симонова: Когда мы встретились с Андреем, один знаменитый актер, увидев мое состояние, сказал: "Когда закончится, позвони". А я звонить все не собираюсь.