История с этими конкурсами вышла довольно запутанная. Напомним, что по действующему жилищному законодательству муниципалитеты обязаны начать конкурсный отбор управляющих организаций с 1 января 2007 года для тех домов, жильцы которых не определились самостоятельно со способом управления своим домом. Смысл нововведения в том, чтобы не муниципалитеты, а сами жители определяли, кто и на каких условиях обслуживал их дом, чтобы появились компании-конкуренты, и жилищные услуги (конечно, не сразу, а в перспективе) стали качественнее и дешевле.
На всю процедуру проведения конкурсов правительство первоначально отвело полгода - процесс должен был закончиться в июне 2007 года. Однако нынешней осенью появился законопроект, внесенный депутатом В. Смоленским, который предлагал отодвинуть срок начала проведения конкурсов на год - на 1 января 2008 года, поскольку ни жильцы, ни муниципалитеты пока не понимают, зачем нужны такие конкурсы, а потому проявляют крайнюю инертность. Оппоненты Смоленского возражали: если население действительно зачастую не хочет вникать, зачем нужно привлекать частный бизнес в жилищную сферу, то уж муниципалитеты-то отлично понимают, что из их ведения "уплывают" огромные финансовые потоки, а потому всячески препятствуют проведению конкурсов. Между тем уже после появления поправки Смоленского активно выступила ФАС, заявив, что проведение открытых конкурсов - это единственный способ заставить мэров пустить на рынок жилищных услуг частные компании, создав наконец конкурентную среду. "Перенос сроков начала конкурсов практически сворачивает жилищно-коммунальную реформу", - заявили тогда эксперты ФАС.
В результате ко второму чтению законопроекта вновь появились предложения, корректирующие сроки проведения конкурсов. Тем более что если, к примеру, московские власти жестко придерживаются позиции, что проводить отбор частных управленцев рано, то муниципалитеты многих других городов уже проделали большую подготовительную работу, а кое-где (например, в Ангарске, Омске) частный бизнес уже вовсю работает на коммуналку.
Итак, в окончательном виде закон подтверждает возникновение у органов местного самоуправления обязанности с 1 января 2007 года начать открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами в том случае, если собственниками помещений не был выбран способ управления. Но на организацию и проведение конкурсов решено отвести гораздо больше времени - практически полтора года.