Налоговые закавыки стали, помимо прочего, причиной торможения приватизации земли, что лишало муниципалитетов доходов, а бизнес - уверенности. Конечно, странно, что земля в России покупается и продается уже давно, а закон появляется только сейчас. Но это показатель: частная собственность на землю только сейчас становится полноценной частью экономических отношений в обществе.
Налоговики знают: если ты что-то купил для нужд производства, важно постараться, чтобы твои расходы были вычтены из прибыли. Иначе тебе придется платить налог без учета твоих затрат. Как ни странно, покупка земли не считалась такой производственной тратой. И это при том, что законодательство успело признать не облагаемыми расходами покупку прав на аренду. Напомним, что как таковая покупка прав признана довольно-таки экзотическим видом сделок. Арендатор не просто платит арендную плату, он еще и платит (один раз) за право арендовать. Но в Москве такая практика стала нормой, и, видимо, заинтересованные хозяйствующие субъекты успели "навести на резкость" этот момент, чтобы не платить лишних денег.
В пояснительной записке к закону сказано, что он направлен "на выравнивание условий налогообложения организаций, приобретающих право пользования земельными участками или заключающими договор аренды. Проект закона устанавливает порядок признания расходов, связанных с приобретением права пользования земельными участками, а также порядок исчисления прибыли (принятия убытка) в случае дальнейшей реализации указанного земельного участка". Таким образом, в законе сказано, что считать затратами на покупку земли и что - выгодой или убытками от ее продажи. От земли ведь иногда приходится избавляться достаточно оперативно (скажем, поменялись бизнес-планы, не договорились с местными властями), и в ходе таких сделок убытки не исключены. Из текста закона профессиональные бухгалтеры почерпнут полный алгоритм того, как действовать и при покупке земли, и при ее продаже.
Новый закон позволит, помимо прочего, зарабатывать на земле муниципалитетам. Эксперты Госдумы напоминают, что доходы от продажи земли забиты в бюджет 2006 года в размере 2 миллиардов рублей (в бюджете 2005 года - 1 миллиард). Но эти доходы остались виртуальными: "организации не выкупают права на эти земли, поскольку действующее налоговое законодательство не предусматривает принятие расходов на приобретение прав пользования земельными участками в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль", говорится в финансово-экономическом обосновании закона. Таким образом, авторы закона рассматривают свое детище как способ избавиться от важного тормоза, препятствующего сделкам с землей. По оценкам экспертов, введение новых норм позволит разморозить выкуп земель на сумму в 410 миллиардов рублей.
Впрочем, закон не забывает и о таком нюансе: если разрешить налоговые вычеты за землю резко, бюджеты почти не почувствуют выгод от продажи земли, все уйдет в налоговые льготы. Поэтому закон говорит о 5-летней рассрочке налоговых вычетов. Это позволит и хозяйствующим субъектам своего не потерять, и муниципалитетам заработать.