Телеграммы, приветственные адреса, цветы - дело привычное, но военачальникам дарят, как правило, именной пистолет, инкрустированное серебром охотничье ружье или, на худой конец, антикварный клинок. Однако те, кто давно и хорошо знаком с Юрием Балуевским, говорят, что он - "нетипичный" генерал. Бильярду предпочитает философские трактаты и военные мемуары, вместо охоты плавает в бассейне. В молодости был мастером спорта, призером военного округа по биатлону, занимался плаванием и боксом. Спорт помог ему к шестидесяти годам сохранить физическую форму, дающую возможность ежедневно работать по 10-12 часов, практически без выходных.
В минобороны утверждают, что отменное здоровье было не последним фактором, когда решался вопрос о продлении начальнику Генштаба срока службы. Как известно, закон ограничивает время пребывания генералов в армии 60 годами. Однако по ходатайству министра обороны Верховный главнокомандующий может продлить этот срок на год или на три. Нынешний глава оборонного ведомства Сергей Иванов осторожно подходит к такой практике. Едва ли не единственное исключение последних лет - главком ВВС Владимир Михайлов, которому трижды продлевали на год срок службы. С начальником Генштаба главковерх решил иначе: Балуевского оставили на посту сразу до января 2010-го.
Пикантность ситуации в том, что накануне юбилея в СМИ разошлась информация, что якобы генерал сам решил расстаться с погонами, едва ему стукнет шестьдесят. Если он действительно заявил об этом, то возникает вопрос: что вынудило его изменить планы?
Корреспонденту "РГ" в военном ведомстве высказали на сей счет разные мнения. В близком окружении начальника Генштаба говорят, что в публикациях не было ни слова правды, а Балуевский давно определился со служебной перспективой. Другие же утверждают, что такому решению предшествовал серьезный разговор с министром обороны. Ничего удивительного в этом нет. Сергея Иванова и Юрия Балуевского связывают не только служебные отношения, но и схожие взгляды на будущее нашей армии. В последние пять лет проводником многих начинаний министра является именно Генеральный штаб, причем его руководитель выглядит скорее единомышленником, нежели простым исполнителем. Например, Федеральная программа профессионализации Вооруженных сил - целиком сфера Генштаба. Это же касается отмены отсрочек и перехода в 2008 году на 12 месяцев службы по призыву. Эти новации отчасти уже решены. А вот военно-административную реформу в армии, намечаемую на 2010-2015 годы, еще предстоит осуществить.
О коренной перестройке Вооруженных сил впервые заговорили примерно год назад, и автором программы называли Юрия Балуевского. Хотя понятно, что без поддержки министра и одобрения президента вносить крупные изменения даже в порядке эксперимента начальник Генштаба вряд ли смог бы. На совещании руководящего состава Вооруженных сил в декабре прошлого года министр так очертил суть грядущих перемен: для разделения оперативных и административных функций наряду с нынешними 6 военными округами планируется сформировать еще и три региональных командования - "Центр", "Юг" и "Восток". Округа займутся обеспечением воинских частей всем необходимым, а региональные командования возьмут на себя планирование и руководство войсками.
В качестве эксперимента в прошлом году уже начали формировать региональное командование "Восток" и даже попытались возложить на него руководство крупными учениями сухопутных частей, военной авиации и военно-морского флота. Но не все прошло гладко. По оценкам экспертов, проблемы кроются в недостатке современных средств разведки и управления, а также в отсутствии у командиров опыта такого взаимодействия.
Так или иначе, но проводить масштабную военную реорганизацию надо. С этой точки зрения продление службы Юрию Балуевскому выглядит оправданным. Есть и другие доводы. Балуевский давно занимается проблемой развития стратегических ядерных сил и считается признанным в мире экспертом в области нераспространения оружия массового поражения. Наш диалог с Америкой по этой проблематике сейчас переживает не лучшие времена. Схожая картина и в наших взаимоотношениях с НАТО. Так что искать замену основному переговорщику сейчас не с руки. Все эти факторы, очевидно, и повлияли на решение Верховного главнокомандующего.
Прямая речь
Юрий Балуевский
О взаимоотношениях с НАТО
Возможно ли военное столкновение Североатлантического блока с Россией? Я считаю, что невозможно. В силу понимания того, что в НАТО нет желающих, грубо говоря, умереть вместе с нами в объятиях. Я часто привожу простую арифметику. Более
4,5 миллиона - это армия НАТО, чуть больше миллиона - наша армия. Если даже чисто теоретически предположить, что сойдутся эти два гиганта - что будет? Мало не покажется никому...
Об экспорте вооружений
Сегодня весь мир работает так: я поставил технику, я же поставлю тренажеры, подготовлю сервисное обслуживание на территории страны-экспортера. Именно такую схему надо развивать и России.
О строении армии
Мы сегодня рассматриваем возможность ухода от жесткого оргштатного построения. На стратегическом направлении должны быть войска и силы, из которых, грубо говоря, как из кубиков, можно было бы сложить группировку для решения конкретной задачи.