В связи с новым ЧП Евросоюз созвал во вторник экстренное совещание по вопросу энергетической безопасности.
Первыми отсутствие нефти в "Дружбе" обнаружили словаки и поляки. Чуть позже, по цепочке, в этом убедились венгры, чехи и немцы. Многие не хотели верить своим глазам. Правда, "Дружба" иссякла не сразу. Она "усыхала" постепенно, час за часом. На другом конце нефтяной трубы в Европе сначала не могли понять что происходит? Такого ведь еще не было за всю 40-летнюю историю этого крупнейшего нефтепровода в мире. За последние десятилетия все привыкли, что "Дружба" работает как часы, ежедневно и планомерно откачивая в Европу около двух миллионов баррелей российского "черного золота". Это около 12 процентов потребляемой Европой нефти и один процент всего мирового экспорта.
Сообщения из восточноевропейских столиц по поводу нефтяной трубы напоминали фронтовые сводки. "Поставки российского топлива по нефтепроводу "Дружба" прервались", - заявил одним из первых представитель министерства экономики Словакии Брано Звара. При этом он всячески пытался успокоить соотечественников, говоря, что резервов нефти в Словакии хватит ориентировочно на 73 дня.
Стоит заметить, что нефть в Словакию (76 тысяч баррелей в сутки) поступает исключительно из России через Белоруссию и Украину по южному ответвлению нефтепровода "Дружба", которое уходит от основной трубы за белорусским Мозырем. По этой же ветке после Словакии российскую нефть в объеме 100 тысяч баррелей в сутки получает и Чехия.
Еще одна ветка южного ответвления "Дружбы" раздваивается на территории Украины недалеко от города Ужгород и снабжает Венгрию (135 тысяч баррелей в день). Через Хорватию она, соединяясь с нефтепроводом "Адрия", может доставлять нефть из России до берегов Адриатики. Сообщения об остановке прокачки нефти по венгерскому ответвлению пришли практически в одно время с аналогичными известиями из Словакии. По словам венгерского министра экономики Яноша Коки, снабжение Венгрии нефтью, которая тоже в основном закупается в России, было полностью прекращено.
Судя по всему, северная ветка "Дружбы", которая работает исключительно на Польшу (360 тысяч баррелей) и крупнейшего потребителя российской нефти в Европе - Германию (500 тысяч баррелей в день), отключилась в одно время с южной. Таким образом, во вторник без российской нефти осталась практически вся Восточная Европа. Для полноты картины надо заметить, что на этот регион приходится около половины всего нефтяного экспорта России. Если "нефтяной кризис" в отношениях Москвы и Минска не затянется, то в целом приостановка поставок нефти из России на данный момент не грозит Европе серьезными последствиями. Все страны, переставшие получать российскую экспортную нефть, наученные прошлогодним российско-украинским "газовым кризисом", были готовы к временным сбоям в поставках. Германия располагает резервами на 130 дней, Польша - на 70, Чехия - на 102, Венгрия - на 90, Словакия - на 70 дней. Причем, как заявил министр промышленности и торговли Чехии Мартин Ржиман, резервами не придется воспользоваться, если поставки возобновятся не позже чем через неделю.
К тому же Германия и Чехия помимо "Дружбы" получают еще и норвежскую нефть по нефтепроводу из города Ингольштат. Правда, по признанию специалистов, российская нефть более качественная, чем норвежская. В Праге, в случае обострения кризиса в связи с остановкой белорусскими властями подачи нефти в нефтепровод "Дружба", обсуждают возможность закачивать доставляемую танкерами российскую нефть в ингольштатский нефтепровод. Такой же вариант рассматривают и поляки.
Польская нефтеперерабатывающая компания PKN Orlen SA сообщает, что, несмотря ни на что, по-прежнему работает на полную мощность и может без труда переключиться на морские поставки той же российской нефти из Балтийской трубопроводной системы через нефтяной терминал Гданьска на Балтийском море. В крайнем случае аналогичный вариант могут выбрать и венгры со словаками, переключив нефтепровод "Адрия" для поставок нефти по морю. Скажем, из Новороссийска.
Другое дело, что нынешний нефтяной конфликт может дать противникам России очередной удобный повод для упреков в адрес Москвы - про Минск и говорить не приходится - по части надежности в качестве поставщика энергоресурсов. Очередного удара по имиджу России, по ее энергетическим проектам, похоже, не избежать. Европейская пресса уже вовсю пишет, что это Россия завинтила нефтяной кран. Про Минск при этом западные журналисты не вспоминают. Европейский комиссар по энергетике - латыш Андрис Пибалгс, со своей стороны, потребовал от Минска и Москвы "немедленных и подробных объяснений". Хотя, по его словам, отключение "Дружбы" не создает "немедленной угрозы поставкам нефти Европейскому союзу", Пибалгс обещал, что уже на этой неделе он может созвать группу ЕС по нефтяным поставкам, которая решит - должны ли страны ЕС воспользоваться стратегическими запасами.
Позиции Москвы сейчас осложняет и то обстоятельство, что конфликт происходит в тот момент, когда энергетическая безопасность вновь стала главным вопросом для ЕС. В среду Еврокомиссия, исполнительный орган ЕС, впервые опубликует предложения по энергетической стратегии, которые потом обсудят на ближайшем саммите лидеры Евросоюза. А буквально накануне "нефтяного ЧП" канцлер Германии Ангела Меркель, которая будет председательствовать в ЕС в первой половине 2007 года, заявила, что вопросы энергетической безопасности станут приоритетными для Германии и всего Евросоюза, как в свое время были приоритетными вопросы по углю и стали. Так что теперь Москве вновь придется услышать немало укоров, как это было во время прошлогодней "газовой войны" с Киевом.