На высоком уровне прошло празднование 200-летия Музеев Кремля, огромное внимание привлекли выставки драгоценностей "Дары императоров" из крупнейших музейных собраний мира и рифмующаяся с ней выставка "Дары вождей" в Новом Манеже, а также открытие нового экспозиционного пространства в Одностолпной палате Патриаршего дворца.
Запомнились события и к 150-летию Третьяковской галереи, особенно выставка шедевров из парижского музея Орсе, выставка "Уистлер и Россия", а также большая экспозиция живущего в Париже Эрика Булатова. Бюджет, выделенный Третьяковке, был огромен, и если бы не некоторая депрессивность руководства галереи, результаты могли быть и лучше.
Заметным художественным событием года стали "русские торги" в крупнейших мировых аукционных домах, рост цен на произведения русских художников XIX и особенно первой половины XX века. Следствием явились беспрецедентные предаукционные показы шедевра Пабло Пикассо в Москве и картин русских художников в Самаре.
Растущий интерес богатых людей к антиквариату и изобразительному искусству имел и оборотную сторону, с которой связан самый крупный скандал 2006 года - кража предметов искусства в Эрмитаже. Ее долговременным следствием стала тотальная проверка музейных фондов страны, что практически парализовало их выставочную деятельность. При этом надо иметь в виду способ формирования фондов наших музеев в эпоху революций, войн и конфискаций, когда предметы искусства свозились телегами и мешками и не разбирались и не учитывались десятилетиями.
Кстати, тут же можно упомянуть и активную "легализацию" в 2006 году многих шедевров из числа "перемещенных ценностей", которые потихоньку входят в основную экспозицию в том же ГМИИ им. Пушкина. Этот процесс наверняка продолжится и в году 2007.
Из галерейной жизни не мог не привлечь внимание разгром "неизвестными в черном" выставки Александра Джикия в галерее Гельмана вкупе со зверским избиением самого галериста. Это случилось в разгар антигрузинской кампании и после ареста в аэропорту купленной западным коллекционером "сатирической" работы художников группы "Синие носы". В связи с чем событие получило в мире большой резонанс, добавив свою лепту в складывающийся в этом году образ России.
Из того, что не подлежит однозначной и рассудочной оценке, надо отметить грандиозную выставку Зураба Церетели в послепожарном Манеже.
В 2007 году прогнозируется рост цен на русское искусство, но не на российских аукционах, а на престижных мировых - "Сотбис" и "Кристис". На смену большим выставкам к 150-летию Михаила Врубеля прошлого года придет эпохальная выставка "Дневник художника" нашего современника Дмитрия Врубеля в галерее Гельмана, которая по инерции вызовет скандал, лучший двигатель рекламы. Престижная Stella Art Gallery закроется, тут же открывшись в виде одноименного фонда для некоммерческих выставок. А весной обе художественные столицы сотрясет "Европа без границ. Эпоха Меровингов".