По уже сложившейся недоброй традиции в это число попали и наши "Рособоронэкспорт", Коломенское КБ машиностроения и Тульское КБ приборостроения. Официальный представитель "Рособоронэкспорта" Валерий Картавцев сразу назвал объявленные санкции "проявлением недобросовестной конкуренции", и это полностью объясняет суть проблемы.
Подмосковное КБМ американцы не любят еще с тех пор, когда там создали оперативно-тактическую ракету "Ока", аналога которой в США сделать так и не смогли. Сейчас на экспорт предлагается еще более совершенный ракетный комплекс "Искандер-Э", что, естественно, не может не волновать заокеанских торговцев оружием. Другим постоянным раздражителем являются пользующиеся растущим спросом зенитные ракеты типа "Игла", которые полностью превосходят американский "Стингер", будучи при этом дешевле. А в прошлом году Сирия - страна, к которой Вашингтон относится крайне отрицательно, закупила в России новейший подвижный зенитно-ракетный комплекс "Стрелец", оснащенный теми же "Иглами". Пожалуй, все это и стало причинами американского недовольства.
Тульское КБП американцы невзлюбили в ходе войны в Ираке. Там было подбито множество танков "Абрамс", считавшихся неуязвимыми. В США посчитали, что броню "Абрамсов" могли прожечь только боеголовки противотанковых управляемых ракет "Корнет" и "Метис", разработанные тульскими мастерами. По версии Пентагона, эти ПТУРСы в России закупила Сирия, а оттуда они попали на театр военных действий и причинили ощутимый урон армии США. Тогда же на КБП и были наложены американские санкции, действие которых теперь, по сути, лишь подтверждено.
Излишне говорить, что наша страна не ведет никаких тайных операций с оружием. Все оружейные поставки осуществляются в строгом соответствии с международными соглашениями, с соблюдением всех ограничений на экспорт ракетных и других технологий, способствующих созданию оружия массового поражения. Самые серьезные экспортные поставки идут через главного посредника в торговле оружием - государственное предприятие "Рособоронэкспорт". Так что говорить о каких-либо нарушениях просто нет оснований. Другое дело, что российское оружие стало теснить американскую продукцию там, где США всегда чувствовали себя как в своей вотчине. Прежде всего речь идет о Латинской Америке. Вашингтон теперь пытается с помощью санкций сохранить собственные позиции на оружейном рынке и остановить экспансию "Рособоронэкспорта".
Вице-премьер - министр обороны Сергей Иванов, комментируя сложившуюся ситуацию, прямо сказал: "Совершенно очевидно, что правительство Соединенных Штатов недовольно тем, что в последнее время объемы продаж российских вооружений и военной техники растут". По его словам, это не нравится кому-то, но распространять свое внутреннее законодательство на нормы международного права - совершенно бесперспективное дело.
Американские санкции имеют юридическую силу только на территории США. А международная торговая деятельность "Рособоронэкспорта", КБМ и КБП идет за пределами этого государства. Поэтому, как выразился Сергей Иванов, нашим предприятиям от этих санкций ни жарко ни холодно, они как работали, так и будут работать.