В январе 2006 года, когда правительство только приступало к работе над проектами "Образование", "Доступное и комфортное жилье", "Здоровье" и "Развитие АПК", многие независимые политологи и наблюдатели прямо говорили о том, что из этой затеи ничего путного не выйдет. Главный аргумент критиков был прост: на реализацию нацпроектов выделено слишком мало денег для того, чтобы ситуация в этих четырех сферах кардинально изменилась к лучшему. В самом деле, на выполнение четырех приоритетных национальных проектов в 2006 году непосредственно из федерального бюджета было выделено приблизительно 120 млрд. рублей - это немногим больше 5 процентов средств, заложенных в Стабилизационном фонде. Если до появления нац-проектов государство выделяло на поддержку системы образования 3 процента ВВП, то после появления национальных проектов - примерно 3,1 процента ВВП. Трудно предположить, что проблемы национального масштаба можно решить при помощи таких финансовых вливаний.
Между тем, как рассказал "РГ" куратор нацпроектов первый вице-премьер Дмитрий Медведев, начатые год назад реформы в сфере образования, строительства жилья, здравоохранения и сельского хозяйства нельзя сводить к простой раздаче бюджетных денег. Главная задача нацпроектов заключается в другом. "Национальные проекты стимулировали инициативу в регионах. Значительная часть тех идей, которые заложены в национальных приоритетах, начала осуществляться и стала стимулом для региональных инициатив по улучшению ситуации во всех четырех сферах", - рассказал "РГ" Дмитрий Медведев.
"Пробуждение" инициативности региональных администраций измеряется вполне конкретными цифрами. Например, Республика Татарстан в прошлом году выделила на реализацию нацпроекта "Образование" на своей территории 4 млрд. рублей, в то время как из федерального бюджета на эти же цели республика получила помощь примерно в 1 млрд. рублей. Власти Ямало-Ненецкого АО в прошедшем году выделили на поддержку нацпроекта "Образование" из собственных источников примерно 4,6 млрд. рублей, Тюменской области - 3,6 млрд. рублей, Свердловской - 1,6 млрд. рублей. Большинство наших регионов, как известно, не могут похвастаться значительными собственными доходами, поэтому поддержка нацпроектов со стороны властей на местах исчисляется в основном миллионами, а не миллиардами рублей. Тем не менее в целом по стране в 2006 году на реализацию нацпроектов была потрачена сумма, принципиально отличающаяся от той, которую изначально выделило на эти же цели федеральное правительство. По предварительным данным, "цена нацпроектов" в прошлом году приблизилась к одному триллиону рублей.
Надо сказать, что появление четырех "национальных приоритетов" в какой-то степени стимулировало активность и самого правительства. Во всяком случае именно благодаря нацпроектам федеральное руководство в минувшем году подступилось к тем проблемам, решение которых раньше затягивалось годами. Лучше всего это видно на примере нацпроекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который Медведев называет самым сложным и проблемным. В конце минувшего года по инициативе правительства был принят целый ряд поправок в законодательство, снявших многие административные барьеры при осуществлении жилищной реформы. Например, была значительно упрощена процедура перевода государственных земель в собственность под жилое строительство. Внесены поправки в Градостроительный кодекс, устанавливающие "прозрачную" процедуру при проведении аукционов по выделению участков для жилой застройки. Федеральный центр создал систему постоянного контроля за тем, как регионы и муниципалитеты соблюдают законодательство о градостроительной деятельности. Предполагается, что эти меры позволят ввести в рыночный оборот большое количество земель, стимулировать жилое строительство, а также снизить коррупцию на местах. Кроме того, в минувшем году началось снижение ставок по ипотечным кредитам. Сейчас эти ставки достигают 11 процентов годовых, в ближайшие два-три года правительство планирует снизить их до 7 процентов.
Кстати, в правительстве убеждены, что благодаря появлению нацпроектов в итоге удалось спасти жизни тысячам граждан. Подводя итоги уходящего года, Дмитрий Медведев рассказал, что после проведенной в рамках нацпроекта "Здоровье" масштабной закупки медицинских автомобилей "ожидание" "скорой помощи" в среднем по стране снизилось на 10 минут. "Надо понимать, что в эти 10 минут нередко решается вопрос жизни и смерти", - сказал Медведев. В рамках этого проекта в сфере здравоохранения парк машин "скорой помощи" в России обновился почти на треть.
Впрочем, несмотря на все положительные сдвиги, реализация национальных проектов не может привести к быстрым и заметным для всех результатам. Понимает это и сам куратор нацпроектов, который в последнее время нередко говорил, что "ряд направлений должен быть продолжен и за пределами 2007 года", а правительству необходимо "детально пересмотреть" финансовый план 2008-2009 годов с учетом национальных проектов.