Европа ищет альтернативных поставщиков нефти

Опасения того, что влиятельные институты Запада будут трактовать сложившуюся ситуацию в невыгодном для России свете, начинают оправдываться. Так, МЭА заявило, что поставки по нефтепроводу были прекращены в воскресенье ночью "вследствие спора между Россией и Беларусью, что отразилось на других европейских странах, поскольку по нефтепроводу поступало в Европу около 1,2 миллиона баррелей нефти ежедневно". Среди этих стран МЭА называет Польшу и Германию, получающих нефть по северной ветке "Дружбы", а также Украину, Словакию, Венгрию и Чехию, куда нефть поступает по южной ветке. Акцент, как видим, сделан на двусторонние отношения РФ и Беларуси, а не на особенности политического режима в Минске.

МЭА прямо указывает, что в случае если ситуация затянется, то нефтеперерабатывающие заводы в этих странах смогут воспользоваться поставками топлива альтернативными путями как через порты на Балтийском море, так и по другим нефтепроводам, идущим в обход Беларуси.

Больше всего оснований для беспокойства у Польши, поскольку по нефтепроводу "Дружба" она получает 96 процентов всей потребляемой нефти. А пока Москва и Минск пытаются урегулировать нефтяной вопрос, эксперты активно обсуждают заявление президента "Транснефти" Семена Вайнштока о поиске обходных путей для поставок нефти европейским контрагентам. К этому призывает и МЭА.

Доля белорусского коридора в поставках газа из России в Европу - около 60 процентов газа и около 25 процентов нефти, но эти транзитные линии самые дешевые в экс-СССР и кратчайшие по расстоянию до европейских стран. Уже сейчас обходные пути, если ситуация дойдет до такого градуса, способны обеспечить до трети нынешних объемов транзита по Беларуси (через страны Прибалтики) и еще около четверти - по территории Украины. Однако при этом серьезно повышаются транзитные тарифы. Возможно, России придется пренебречь политическими приоритетами и возобновить экспортный транзит своей нефти через Латвию и Литву, который был сокращен почти на 40 процентов.

Альтернативных же маршрутов пока не создано, хотя вопрос, что называется, перезрел, как в случае с Северо-Европейским газопроводом, строительство которого призвано оградить Европу от "капризов" Украины как газового транзитера, а Россию - от угроз своей репутации надежного поставщика.

В нынешней ситуации могут быть вновь востребованы проекты нефтепроводов РФ-Литва-Польша и РФ-Грузия-Турция, что, возможно, вынудит Россию идти на не только экономические уступки этим странам. Беларусь же может вскоре ратифицировать Европейскую энергетическую хартию, чтобы "увеличить вину" именно Москвы за срыв поставок нефти. Показательно, что вчера Беларусь письменно сообщила оператору польской трубопроводной сети PERN о готовности восстановить прокачку нефти через нефтепровод "Дружба" в Польшу и Германию, как только сырье начнет поступать из России, но при этом причиной срыва поставок названа "приостановка ее прокачки российской стороной".

   компетентно

Валерий Язев,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГОСДУМЫ ПО ЭНЕРГЕТИКЕ, ТРАНСПОРТУ И СВЯЗИ:

- Перекрытие экспортного нефтепровода на территории Беларуси и, как следствие этого, прекращение поставок российской нефти на Польшу, Германию, Венгрию, Словакию, Чехию, Германию - беспрецедентный случай. Это серьезный удар по России. Так как в конце концов именно мы - ответственные поставщики энергоресурсов в Европу. Это очень серьезный удар, конечно же, и по нашим двусторонним отношениям. Надо сказать, что никакой юридической основы в действиях белорусской стороны нет, это не укладывается ни в рамки наших двусторонних отношений, ни в рамки общепринятой международной деловой практики.