Больше половины брошенных детей долго жили в социально опасной обстановке, совершали правонарушения, бродяжничали, занимались проституцией. Сейчас в образовательных учреждениях государственной поддержки детства более 1,5 тысячи детей, оставшихся без родителей, среди которых 88 процентов - социальные сироты. Состояние их здоровья, по данным специалистов, с каждым годом ухудшается: до 40 процентов социальных сирот имеют задержку психического развития, до 20 процентов - легкую умственную отсталость, у 56 процентов наблюдаются нарушения речи, до 24 процентов воспитанников имеют соматические отклонения здоровья. Откликаясь на поручение президента России обеспечить контроль над реализацией подпрограммы "Дети-сироты" федеральной целевой программы "Дети России", чиновники Курганской области придумали свой способ улучшения положения детей-сирот.
В Курганской области разработаны специальные законы "О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат" и "О размере оплаты труда приемных родителей", которые предусматривают дополнительные выплаты приемным родителям и патронатным воспитателям. Доплаты в размере 50 процентов к тарифной ставке получат граждане, взявшие на воспитание: ребенка-инвалида; ребенка, имеющего серьезные отклонения в физическом или психическом состоянии здоровья; имеющего не снятую или не погашенную судимость либо состоящего на учете в органах внутренних дел. Воспитатели, уже работающие с такими детьми, как и прежде, получают доплату по 14-му
разряду. - Пять лет назад приоритетным способом решения проблемы сиротства мы определили семейное устройство детей, - говорит начальник главного управления образования Курганской области Борис Куган. - И судя по тому, что авторитет этих форм у населения вырос, мы на правильном пути. У нас сегодня большая очередь желающих взять детей на воспитание в приемную семью и на патронат. Как следствие, заметно уменьшилось число детдомовцев. За 2006 год в сиротские учреждения поступило на 90 детей меньше, чем в прошлом году. Некоторые детские дома стоят полупустые, есть 80 свободных мест. Но сокращать их не планируется, потому что нам сейчас очень нужны профессиональные педагоги-воспитатели.
Как показывает жизнь, в патронатных семьях дети чувствуют себя гораздо уютнее. Сейчас уже появляются первые "выпускники", которые вышли из таких семей, но приемные родители опекают их и после расставания с семейным гнездом - помогают найти работу и определиться в жизни.
По сути, в Зауралье пошли по пути перепрофилирования детских домов - они постепенно превращаются в центры профилактики социального сиротства. Только в 2006 году три детских дома трансформировались в уполномоченные службы по организации семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей и социального патронирования. Всего на патронатном воспитании сейчас 400 детей. Однако меры, предпринятые управлением образования, по признанию его руководителя, пока не привели к снижению уровня социального сиротства.
- Получается, мы стараемся-стараемся, передаем детей в семьи, а их с каждым годом поступает все больше и больше, - рассказывает Борис Куган. - Поэтому мы выделили для себя главное. Первое - это совершенствование деятельности органов опеки и попечительства. Второе - создание условий для дальнейшего развития семейных форм устройства детей.
В сентябре начал работать областной центр социально-педагогического сопровождения детей - он же является учебно-методическим центром по профилактике социального сиротства и развития семейных форм устройства. Одна из функций центра - отработка методик социального патроната и переобучение персонала детских домов, органов опеки и попечительства, социальных педагогов культурно-образовательных центров. Теми же функциями наделены и четыре детских дома. В помощь специалистам органов опеки, патронатным воспитателям, приемным родителям издается методическое пособие - журнал "Вестник патронатного воспитателя". Также используются возможности образовательного портала.
В 2006 году почти вдвое увеличилось и число специалистов по охране прав детей - с 45 до 84. Но и они не в силах сделать все необходимое для защиты законных интересов несовершеннолетних и профилактики сиротства. Вот почему управление образования обратилось к культурно-образовательным центрам, представляющим собой сеть социально-педагогических комплексов. В каждом из 220 центров работают социальные педагоги, получающие зарплату из областного и муниципальных бюджетов. Обученные современным социальным технологиям, они смогут руководить программами реабилитации семьи и восполнят недостаток специальных знаний у приемных родителей. Кроме того, через комиссии по делам несовершеннолетних социальные педагоги помогут при помощи органов опеки решить семьям существующие правовые проблемы.
Гораздо сложнее обстоят дела с обеспечением бывших сирот жильем, сейчас в крыше над головой нуждаются 403 человека. На эти цели в областном бюджете в 2006 году было выделено в 2,2 раза больше средств по сравнению с 2005 годом, но этого мало. Учитывая опыт других областей, управление образования подготовило проект документа по найму жилья для детей. Но самостоятельно региону этот вопрос не решить.
- Нужен базовый уровень расходов, связанных с жизнеобеспечением детей, оставшихся без попечения родителей, - говорит Борис Куган. - Это средства на содержание, жилье и так далее. Мы рассчитываем, что подход федерального центра к решению проблем сиротства будет такой же, как к нацпроектам. То есть будет отработан механизм, гарантирующий равные права детей-сирот на материальное обеспечение по всей России и учитывающий неравные возможности регионов. Особо нуждаемся в установлении минимальных федеральных стандартов деятельности по опеке и попечительству, в том числе количественных нормативов специалистов органов опеки и уполномоченных служб.
Между тем
В Челябинской области более 16 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них более 4,5 тысячи стоят в очереди на получение жилья. На покупку жилья для детей-сирот в 2007 году из бюджета Челябинской области будет выделено вдвое больше, чем в предыдущие годы (в 2005 году - 86 миллионов рублей, в 2006-м - 90 миллионов). В то же время Челябинск не может освоить средства, выделенные из областного бюджета на покупку жилья для детей-сирот, - по итогам 2006 года остались не освоенными 20,8 миллиона рублей. Дело в том, что по новой методике расчета стоимости квадратного метра администрация вправе покупать жилье для детей-сирот по цене не дороже 24 560 рублей за квадрат. Однако рыночная цена метра уже превышает 30 000 рублей. В декабре признан несостоявшимся конкурс на строительство жилья для детей-сирот на дополнительно выделенные из областного бюджета 7 миллионов рублей - ввиду отсутствия претендентов.