По мнению экспертов, новый закон не только легализует уже введенные в России санкции (запрет на продажу грузинского алкоголя, латвийских шпрот), но и позволит расширить область их применения.
К таким мерам, в частности, относятся: приостановление экономических, научных программ международного сотрудничества, запрет на денежные и внешнеэкономические операции, туристическую деятельность, закрытие российских портов и воздушного пространства страны, замораживание международных договоров, изменение экспортных или импортных пошлин, а также прекращение экономической, технической и военной помощи. Некоторые эксперты, кстати, всерьез заговорили о том, что теперь президент может рассмотреть вопрос о введении санкций против Великобритании, которая не выдает России Березовского и Закаева.
В документе, впрочем, отдельно оговаривается, что спецмеры применяются на основе трех главных принципов - обоснованности, законности и гласности и только при возникновении "совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправные деяния либо недружественные действия, представляющие угрозу здоровью, правам и свободам граждан и безопасности государства".
Что касается сроков применения или отмены санкций, в том числе и досрочной, то эта прерогатива остается за президентом. Правда, не реже одного раза в полгода президент обязан информировать парламентариев о ходе применения "спецмер". Кстати, лидером по введению подобных экономических санкций являются США.
Речь о необходимости разработки нового закона зашла в октябре прошлого года, после очередного обострения российско-грузинских отношений. Именно тогда были введены временные ограничения железнодорожного и почтового сообщения между двумя странами. Однако, несмотря на многочисленные законы, четкой законодательной базы для такого запрета не существовало. Поэтому президент попросил парламентариев создать правовое обеспечение экономическим санкциям. Спустя три недели текст законопроекта "О специальных экономических мерах" был разработан и внесен в Госдуму группой депутатов. А в декабре его уже приняла Госдума и одобрил Совет Федерации.