Эрмитаж пошел по миру

В этом году Эрмитаж откроет свой центр в Италии, в Ферраре, расположенной в центральной области Эмилия-Романья. О новом проекте, а также об отличиях нового центра от уже существующих "постпредств" музея рассказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

 

Российская газета | Это уже будет пятое по счету "постпредство" музея после Лондона, Лас-Вегаса, Амстердама и Казани. Почему именно Феррара?

Михаил Пиотровский | Много было предложений - из Турина, Венеции, Палермо, Вероны, Мантуи и Феррары. Мы выбрали Феррару. Представительская и выставочная часть этого центра разместится в здании, считающемся символом города: замке семейства герцогов Д,Эсте, правивших здесь в XIII-XVI веках.

При дворе герцогов Д,Эсте собирались прославленные поэты Лудовико Ариосто, Торквато Тассо и художники, создавшие феррарскую школу живописи, Мантенья, Пьеро Делла Франческа. Что нам нужно? Создать центр, куда бы искусствоведы - сначала эрмитажные, а потом из других музеев - могли приезжать и продолжительное время работать над своими темами в сотрудничестве с итальянским коллегами. Феррара показалась нам более готовой к решению этих задач. Кроме того, она и географически близка к крупнейшим университетским центрам, а ведь нашим исследователям придется ездить по всей стране. У них великолепный замок, скульптуры из которого, кстати, с ХIХ века хранятся в Эрмитаже. Мы недавно возили их туда на экспозицию.

РГ | Какова цель создания филиалов - коммерческая или просветительская?

Пиотровский | У нас нет филиалов в юридическом значении этого термина, есть выставочные центры Эрмитажа за пределами Петербурга. Они функционируют как самостоятельные юридические лица и связаны с Эрмитажем определенными договорами, утвержденными российским Федеральным агентством по культуре и кинематографии. Наши центры, разумеется, имеют название "Эрмитаж". Мы занимаемся культурно-просветительной деятельностью, делаем выставки, читаем лекции, ведем совместную научную работу. Качество этой работы одинаково, будь то Лондон или Казань. И уровень требований к организации нашего центра - от страховки и обеспечения системы безопасности экспонатов, до соблюдения климатических условий их содержания - одинаков и для Лондона, и для Казани.

Каждый центр - это и важнейший способ сделать доступными наши коллекции. Туда ездят вещи, которые не представлены на экспозициях музея, - из фондов. Есть и экономический элемент. Мы получаем часть из того, что заработано нашими центрами. В Амстердаме - один евро с каждого проданного билета, в Лондоне - один фунт, в Лас-Вегасе - компенсацию от спонсора, субсидирующего ту или иную выставку.

РГ | Первым центром Эрмитажа за рубежом стал Лондонский, открывшийся в 2000 году. Популярность его не упала?

Пиотровский | Наши выставки, судя по прессе, неизменно входят в число наиболее интересующих публику. Комнаты Эрмитажа в лондонском Сомерсет-хаусе - совместный проект с институтом Куртод, одним из самых знаменитых в мире учреждений по исследованию и преподаванию истории искусств. Есть лондонский фонд развития Эрмитажа, общественная организация, на средства которой существует наш центр. У каждой выставки - английский и российский кураторы. Мы, разумеется, начали с выставки "Екатерина Великая", потом был "Путь в Византию", показавший очень серьезный срез эрмитажной науки, а не только коллекцию. В Лондон приезжал и "Каспар Давид Фридрих и немецкий романтизм" - этого в Англии совершенно нет, и для британских ученых и обычных посетителей было очень важно увидеть эти картины. Кроме того, существует система грантов, по которым сотрудники Эрмитажа на два месяца выезжают в Лондон, чтобы работать над своей научной темой.

РГ | Амстердамский центр Эрмитажа открылся в 2004 году. Вы назвали его посольством, имея в виду широкое поле его деятельности. Планы реализованы?

Пиотровский | Есть фонд "Эрмитаж-Амстердам" и выставочный центр "Новая церковь" ("Неве Керк"), с которым мы давно сотрудничаем. Сейчас мы содержим наш центр совместно. Раз в полгода в центр приезжают наши выставки, только что завершила работу "Восточная филигрань", сейчас открылась экспозиция, посвященная собраниям русских коллекционеров - Татищева, Юсупова, Горчакова и Кушелева-Безбородко. В Амстердаме акцент - на просветительскую деятельность. Работают детские курсы по программам, согласованным с Эрмитажем и созданным при нашем участии. Они базируются на наших выставках.

РГ | Пресса и музейное сообщество бурно отреагировали, когда Эрмитаж открывал "постпредство" в Лас-Вегасе в 2001 году.

Пиотровский | Был некоторый шок - в игорной столице, в городе пост-модернистской культуры появился оазис настоящего искусства, причем высочайшего класса. Теперь туда привозят выставки классического искусства из музеев разных стран. Так Эрмитаж открыл окно в Европу для Лас-Вегаса. Даже здания отелей в последние годы стали строиться другие - в европейском стиле. Всю логистику ведет музей "Эрмитаж-Гуггенхайм". Мы показываем выставки по истории искусств и истории коллекционирования. Все они совместные - Эрмитаж, Музей Гуггенхайма и Венский историко-художественный музей. В наших помещениях выставляются и другие музеи. Например, музеи Кремля тоже показывались в наших залах. Наш центр, кстати, оформлен великим архитектором Ремом Колхасом. Это кусочек классики среди китча.

РГ | А как дела в Казани, где эрмитажный центр в музее-заповеднике "Казанский Кремль" открылся в прошлом году, к 1000-летию столицы Татарстана?

Пиотровский | Он открылся выставкой "Сокровища Золотой Орды", куда приехали экспонаты из разных музеев России. Потом мы привозили "Искусство вышивальщика", а следующая выставка будет посвящена лошади - "Полцарства за коня". Там компьютерный класс, работающий по обучающим программам "Виртуального Эрмитажа", постоянно идут циклы лекций как для широкой публики, так и для студентов университета. Есть планы сотрудничества с кафедрами музееведения татарских вузов. Центр находится под покровительством президента Татарстана. Казань оплачивает все расходы, но никаких денег от деятельности нашего представительства мы не получаем.

РГ | Кто еще хочет принять у себя центры Эрмитажа?

Пиотровский | Португалия, Япония, Литва. Но пока говорить об этом рано.