Сегодня мы вместе строим Союзное государство. В спорах находим общие решения. И в нынешнем энергетическом противостоянии найдем выход. Ведь сколько сделано совместными усилиями: десятки союзных программ дают работу тысячам россиян и белорусов, экономика наша тесно завязана на общий интерес. Примеры из недавнего прошлого могут помочь найди правильное решение.
- На нефтеперекачивающей станции "Гомель" предприятия "Гомельтранснефть "Дружба" я работаю уже около 30 лет, - рассказал корреспондентам "СОЮЗа" начальник аварийно-восстановительной службы Виктор Евтехов. - Сначала с российской территории проложили первую "нитку" диаметром 820 миллиметров, потом еще одну, 1020-миллиметровую. Работали сотни специалистов - и россиян, и белорусов. В нашем поселке и сейчас живут россияне, строившие трубопровод, многие из них уже пенсионеры. Никогда не прерывались и деловые отношения. 126-километровый участок магистрали, который обслуживает наш коллектив, граничит с российским участком. И мы частенько, проводя осмотр, встречаемся на границе наших стран. Совместно производим и диагностику трубы. К примеру, наши коллеги запускают диагностический снаряд на российской станции "Унеча", а мы встречаем его на станции "Гомель". Мы для трубы своего рода доктора, а потому совместно заботимся о ее "здоровье".
За последние годы на магистрали многое изменилось. Чтобы сложнейший международный объект исправно выполнял свою роль, заменены подстанции, запорная арматура, проложены резервные "нитки" по дну рек. Преобразился и поселок, где живут 125 семей, работающих на нефтеперекачивающей станции "Гомель". Отремонтированы старые дома, построены новые, а также магазины, кафе. По-хозяйски обустраиваются и на российской стороне. Так что не только работа, но и быт роднит белорусов и россиян, обслуживающих "Дружбу". И даже отдых: минувшим летом Виктор Евтехов и его коллега со станции "Унеча" вместе три недели отдыхали семьями на Черном море. Теперь и по ту, и по эту сторону границы одна забота - как поскорее запустить в дело агрегаты, качающие нефть по трубопроводу. Ведь другой работы столь высокой квалификации в окрестностях нет.
Обеспокоены ситуацией и ветераны. Арнольд Перегуд, в прошлом заместитель директора Гомельского управления нефтепровода "Дружба", говорит: за 40 лет работы сложнейшего предприятия не было допущено ни одного срыва поставок нефти. Отчасти потому, что белорусский отрезок общей тогда магистрали, простирающейся также на тысячи километров по территории России и Украины, был плацдармом для освоения самых разных технических новинок, в том числе автоматизированной системы управления производством, перекочевавшей затем и в другие управления. Авторами большинства новшеств были коллективы российских нефтяных НИИ и КБ. Не стоит сбрасывать со счетов и энтузиазм, с которым, несмотря на отсутствие бытовых удобств, в любую погоду специалисты монтировали на открытом воздухе нефтеперекачивающие агрегаты, чтобы скорее начать поставки углеводородного сырья.
- В самые трудные годы, когда распался СССР и шли тяжелые переговоры о введении тарифов на прокачку экспортной российской нефти через Беларусь, труба не пустовала, - вспоминает Арнольд Михайлович. - Всем было ясно, что хотя белорусский участок относительно невелик по сравнению с российским, без него вся цепочка поставок прервется. И наоборот, без российской нефти замрет белорусское предприятие. Принятые в тот период тарифы оказались достаточными для того, чтобы провести модернизацию трубопровода, серьезно обновить социальную сферу, обслуживающую коллектив. Хотя в то время и было немало претензий друг к другу, они обсуждались и успешно разрешались за столом переговоров.
Именно такого развития событий сегодня ожидают по обе стороны белорусско-российской границы - работники и ветераны фактически единого нефтеперекачивающего комплекса "Дружба".
Гомельчанин Вадим Иванович Вьюн - один из тех, кто в 1963 году первым начинал работать на нефтепроводе "Дружба", следуя за магистралью от одной насосной станции к другой. Однажды подсчитал - в поездках находился до 270 дней в году. Карпаты, Унеча, Броды, Мозырь, потом Сибирь, Казахстан, другие страны ближнего и дальнего зарубежья. Словом, бери карту насосных станций "Дружбы" и смело ставь флажок: здесь ступала нога инженера Вьюна.
- Тогда царила такая атмосфера энтузиазма, кочевая жизнь воспринималась как само собой разумеющееся, - делится воспоминаниями Вадим Иванович. - Нам ведь было по 25-26 лет. Откуда только не приезжали на нефтепровод: из Москвы, Киева, Тбилиси, Тюмени. Дружили, делились последним... Мы создавали нефтепровод, аналогов которому не было.
Вадим Иванович помнит, как в Брянской научной лаборатории сутками решали головоломку: можно ли с наименьшими потерями преодолеть технические остановки насосных станций, а тогда они выходили из строя из-за частых отключений линий электропередачи. Придумали собственный метод локализации переходящих процессов "волна", за что и получили золотую медаль ВДНХ СССР.
Совместными усилиями россиян, белорусов, специалистов из других республик, говорит бывший инженер, магистраль строили по последнему слову науки и техники:
- Достойный получился объект. И те, кто на нефтепроводе начинал, по-прежнему связаны дружескими узами. Мы перезваниваемся по праздникам - 1 и 9 Мая, в Новый год, встречаемся на юбилеях. В наступившем году жду 7 ноября товарищей из Москвы, Киева, Брянска - на мое 70-летие. Для нас нефтепровод был и остается "Дружбой" в самом прямом значении этого слова.