Стороны намерены решить все проблемы до утра сегодняшнего дня с тем, чтобы сегодня президенты наших стран получили от своих правительств полноценный комплекс мер - не только по урегулированию топливного конфликта, но и по исправлению так называемой "асимметрии" наших торговых отношений по десяткам товарных позиций.
Днем состоялась встреча премьеров России и Белоруссии. Однако главные события происходили в здании министерства экономического развития и торговли. Переговоры чиновников минэкономразвития с белорусскими коллегами начались еще в среду вечером, продолжались всю ночь, возобновились рано утром, в полдень к ним подключился министр Герман Греф, и затянулись до момента подписания в печать нашей газеты. "Они намерены хоть всю ночь сидеть", - сообщил нам в 21 час источник, близкий к процессу. Но в 22 часа переговорщики все-таки выехали в Белый дом. Таким образом, побит абсолютный рекорд по продолжительности торговых переговоров. Предыдущий также принадлежит г-ну Грефу, который ночь напролет беседовал с делегацией США минувшим летом накануне встречи G8 в Петербурге.
Содержание переговоров и даже предварительные итоги остаются абсолютно неизвестными. Их могут огласить в Белом доме ночью, но не исключено, что только сегодня утром. Хотя переговорной площадкой является минэкономразвития, оттуда "выгнали" всех журналистов и вообще "лишних" людей, и не говоря ни слова, поехали в Белый дом и только там обратились к общественности.
Понятно только, что Белоруссия вроде бы сдает назад. Премьер этой страны Сергей Сидорский еще днем сделал пространное заявление, суть которого сводилась к тому, что введение Белоруссией транзитных пошлин являлось "демонстративной" мерой, призванной намеренно заострить ситуацию и показать России, что "так нельзя" (имеется в виду решение России ввести с 8 декабря прошлого года экспортную пошлину на нефть). То есть г-н Сидорский выдвинул новую версию: идти до конца Белоруссия не собиралась, она хотела лишь вынудить Россию сесть за стол переговоров. Тактика нормальная, широко практикуется, однако есть сомнения, что дела обстояли именно так.
Зато Россия намерена, похоже, идти до конца. Об этом свидетельствует заявление руководителя Россельхознадзора Сергея Данкверта, который вчера сказал, что Россия отныне будет принимать продукты питания только с аттестованных его ведомством белорусских предприятий. И хотя он отверг связь его решения с нефтяным и газовым скандалами, эксперты эту связь как раз углядели. Фактически речь идет о том, что на Белоруссию отныне будут распространяться те же правила, что и на все остальные страны, поставляющие свою продукцию в Россию, включая страны СНГ. Упомянув о том, что к такому решению его подтолкнули факты нарушения Белоруссией санитарных требований, г-н Данкверт не сказал, к сожалению, про то, что будет с тысячами мелких поставщиков, которые заполняют собой и своим товаром базары западных областей России. Вероятно, этим людям придется лишиться всякого заработка, но с украинцами сделали то же уже давно, и те как-то справились.
Именно аграрные вопросы, традиционно самые тяжелые, вероятно, стали самыми сложными на переговорах. Есть основания полагать, что Белоруссия, возможно, попросила отмены пошлины на сахар, введенной Россией несколько дней назад. Во всяком случае осведомленные представители сахарной промышленности России сделали вчера несколько жестких заявлений: поддаваться нельзя. Более того, сахарники потребовали ужесточения правил игры: введения или квоты (предельного объема), или компенсирующей пошлины (такой, что ввоз товара становится невыгодным).
Таким образом, Россия, похоже, и в самом деле решила "припомнить все", все свои обиды на поведение Белоруссии, которые копились годами и касались и газа, и нефти, и единой валюты, и мебели, и конфет, и не в последнюю очередь молока и мяса. Будут ли по итогам столь быстрых переговоров приняты качественные решения, мы узнаем сегодня. С одной стороны, мировая практика показывает, что качественные переговоры могут тянуться годами. С другой, если у россиян подготовлена экспертная база, решение можно принять и быстро. А минэкономразвития все эти годы систематически копило статистику на предмет белорусских "шалостей".