Газета Le Monde отметила, что публика валом валит на спектакль, искренне смеется и в едином порыве поднимается с кресел по его окончании. Автор спектакля - известный канадский режиссер Роберт Карсен. В "Ла Скала" "Кандид" должен был пойти с 20 июня по 18 июля только что наступившего года.
В чем же дело? Роберт Карсен представляет персонажей Вольтера - свергнутых властителей - в виде мимов, которые носят маски Тони Блэра, Владимира Путина, Джорджа Буша, Жака Ширака и Сильвио Берлускони. Все пятеро появляются на сцене в трусах цветов национальных флагов и галстуках и танцуют в море нефти - прозрачный намек на войну в Ираке.
Спектакль - совместная продукция театра "Ла Скала", театра "Шатле" и Английской национальной оперы, миланский театр истратил на постановку один миллион двести девяносто две тысячи евро. Театр располагал текстом спектакля уже в мае минувшего года, так что у всех было время с ним ознакомиться. Режиссер крайне удивлен и задет поведением высоких начальников миланского театра: "Никто не предупредил меня о снятии спектакля. Театр не попросил меня об изменениях. Кроме того, они сделаны с согласия Фонда Бернстайна и наследников либреттиста Хью Уэлера". Карсен настаивает, что его постановка "Кандида" отмечена уважением к подлинному духу произведения Вольтера и Бернстайна.
Что же заставило Лисснера принять такое радикальное решение? Интендант миланского храма оперы утверждает, что дело не в трехминутной сцене раздетых до трусов властителей мира. Проблема носит более общий характер: спектакли подобного рода не соответствуют художественной линии театра. У всех на памяти негативная реакция многих политиков правоцентристской коалиции на авангардные спектакли, которые упрекают в том, что в них "режиссер превалирует над оригиналом": особенно резкой критике подвергся "Дон Жуан" в постановке Петера Муссбаха. Постановщик в высшей степени традиционной и громоздкой "Аиды", открывшей нынешний сезон, - Франко Дзеффирелли сказал, что "хочет дать ответ манипуляциям, которые производят с оперой некоторые режиссеры с Севера". Не скрывает своих архаичных вкусов и недавно избранный мэр Милана Летиция Моратти.
Очень похоже на то, что Ла Скала испугался политиков. Ирония судьбы в том, что совсем недавно именно Берлускони "налетел" на театр, угрожая разобраться с балеринами, которым платят пенсии с сорока лет, и со слишком большим, по его мнению, количеством работников в штате. Последовавшая за этим отставка Риккардо Мути и смена власти в театре заставили забыть об этих угрозах. Ныне же, похоже, руководство театра побоялось вывести на сцену мима в маске экс-премьера.