Этот суперсекретный гарнизон подводников известен тем, что президент США Рональд Рейган когда-то назвал его "осиным гнездом СССР". Теперь городок официально именуется ЗАТО, то есть закрытое территориальное образование, но гриф секретности с Вилючинска до сих пор не снят.
Тревогу в четверг там забили в связи с якобы имевшей место утечкой ракетного топлива на одной из стратегических субмарин. Информагентства, ссылаясь на анонимный источник в штабе группировки войск и сил на Северо-Востоке России, сообщили: "На АПЛ зафиксировано превышение предельно допустимой концентрации одного из компонентов ракетного топлива. Ракетную шахту на лодке загерметизировали, атомоход отвозят морем на безопасное расстояние от жилых пунктов. Власти города обратились к жителям с просьбой забрать из детских садов своих детей".
Эту информацию опроверг помощник главкома ВМФ Игорь Дыгало. В телефонном разговоре с корреспондентом "РГ" он так прокомментировал ситуацию в Вилючинске:
- В шахте лодки действительно сработал датчик газоанализа. Экипаж сразу выполнил все мероприятия, предписанные в таких случаях. Ракету выгрузили с субмарины, но никаких утечек не обнаружили.
Тем не менее ее отправили на базу хранения, чтобы выяснить, в чем неисправность, и заменить датчик.
Нам удалось дозвониться в дальневосточный гарнизон подводников и узнать некоторые детали несостоявшегося ЧП. Лодка, фигурирующая в этой истории, относится к проекту 667БРМ (по классификации НАТО - "Дельта-3") и построена почти три десятилетия назад. Когда в ее второй ракетной шахте сработал датчик, экипаж не растерялся - видимо, сказались постоянные тренировки по обеспечению живучести субмарины. Первым делом моряки облачились в индивидуальные средства защиты и лишь затем вскрыли створки шахты. Испарений, присущих утечке топлива, они не увидели. Тем не менее лодку решили переправить на пункт выдачи оружия, где обычно на АПЛ загружают и выгружают ракеты. Возможно, этот короткий маневр в Вилючинском заливе и послужил основанием для возникновения слухов, что опасную субмарину специально отвели подальше от жилого городка.
- Серьезной угрозы населению эта ситуация не несла в любом случае, - уточнил наш собеседник. - На подлодке сработал датчик окислителя, а это обычная перекись водорода - Н2О2. В крайнем случае, без большого ущерба для экологии ее можно было бы слить за борт.
Кроме водородного окислителя жидкостные морские ракеты заправляют чрезвычайно токсичным топливом - гептилом. Он смертельно опасен для человека, разъедает любой металл с легкостью высококонцентрированной кислоты. Не случайно экипаж с помощью стационарных и носимых приборов газоконтроля каждый час обязан проводить замеры. Какие беды способна принести не только морякам, но и природе малейшая утечка гремучей смеси, подводники знают не понаслышке. В 80-х годах прошлого века она как минимум дважды отправляла на дно советские субмарины и уносила жизни членов их экипажа.
Однажды на К-429 Северного флота из-за утечки ракетного топлива произошла разгерметизация шахты, вспыхнул пожар, в результате которого погибли офицер и два матроса, а лодка затонула. Другое ЧП случилось в 1982 году в Северной Атлантике, где нес боевое дежурство наш атомоход. Там в ракетную шахту каким-то образом попала забортная вода. Она сдавила ракету, из-за чего сработали стационарные датчики. Проверить, что на самом деле случилось с ракетой, экипаж не имел возможности. Поэтому было решено стравить топливо в один из отсеков субмарины. К сожалению, решение это оказалось роковым для корабельного доктора и матроса - манипуляции с ракетой привели к ее воспламенению, пожар унес жизни двух моряков.
Вчерашний инцидент в Вилючинске, конечно, был далек от таких последствий. Тем не менее жители гарнизона откровенно признаются, что не чувствуют себя здесь полностью защищенными от чрезвычайных происшествий. Атомные подлодки на базе стремительно стареют, с каждым годом они несут все большую потенциальную угрозу окружающим, а адекватных мер безопасности явно недостает.
- Боюсь, что этот случай далеко не последний, - признался в конце разговора наш собеседник из Вилючинска.