Нынешнее "Возвращение" - юбилейное. За десять лет существования фестиваля к гнесинскому сообществу примкнули друзья-музыканты из разных стран. У него есть свои авторы, своя влюбленная в "возвращенцев" публика. А еще - то, что принято называть "особой атмосферой". Атрибутами ее в данном случае является забитый под завязку зал с плотно сидящими на подоконниках студентами, отсутствие помпезного конферанса (программки раздают бесплатно) и обстановка, далекая от скорбной ритуальности, столь часто сопровождающей серьезное искусство. Памятника Классике здесь принципиально не возводят, ее просто любят и общаются с ней как с доброй приятельницей, отнюдь не почившей, а очень даже живой и способной удивлять.
Круглая дата определила ряд особенностей нынешних концертов. Организаторы проекта скрипач Роман Минц и гобоист Дмитрий Булгаков отказались от тематических программ. Вернее, тему задали, но только одному - первому - концерту. Вечер-открытие проходил в трех отделениях, каждое из которых получило свое название: "Прощание", "Разлука" и "Возвращение". Все остальные фестивальные мероприятия подчинились идее юбилея: в них по очереди "отчитывались о проделанной работе" духовики, пианисты и струнники. При этом исполнителям вышло послабление: было разрешено сыграть что-то из того, что на прошлых фестивалях уже звучало (в обычные, не юбилейные, года повторяться запрещается).
Впрочем, заподозрить участников "Возвращения" в недостатке фантазии вряд ли кто-то решится. Такое количество разнообразной, написанной в течение пяти веков для самых неожиданных составов часто и редко играемой камерной музыки услышать после фестиваля можно лишь, пожалуй, на сольных - "портретных" - концертах все тех же "возвращенцев". Пьеса современного композитора Эммануэля Сежурне "Отъезд" для двух маримб, Октет Мендельсона для струнных, Соната для двух фортепиано в восемь рук Бедржиха Сметаны, новая для россиян пьеса Освальдо Голихова "Последний раунд" соседствовали с горячо любимыми вечными "хитами" Грига, Глинки, Бетховена, Дебюсси и Пьяццоллы.
Не обошлось и без громкого эксклюзива. В рамках фестиваля прозвучала мировая премьера специально написанного по заказу организаторов (и для них) произведения Леонида Десятникова "Возвращение" для гобоя, кларнета, двух скрипок, альта и виолончели.
Вокруг этой небольшой пьесы образовалась нешуточная интрига: композитор окружил свое творение непроницаемой стеной секретности, отказавшись давать какие-либо комментарии до первого исполнения. В общем, и после премьеры завеса тайны если и была приоткрыта, то лишь для того, чтобы задать новую загадку. Некоторое сходство фрагментов композиции с музыкой из кинофильма "Москва" вроде бы давало ключ к пониманию, поскольку напрямую корреспондировало с идеей фестиваля. Однако окончательно возвратиться музыкантам пришлось вовсе не в родной (отнюдь не для петербуржца Десятникова) город. Венчала произведение звучавшая в записи тема из церемониальной японской музыки гагаку, на основе которой, как объяснил после премьеры автор, и строились предшествовавшие ей вариации.
Десятый фестиваль представил практически все, что было заявлено в афише. Осталось лишь поставить заключительную точку. Ей станет сегодняшний вечер - традиционный "Концерт по заявкам", звучать в котором будут произведения, облюбованные самими участниками "Возвращения".