16.01.2007 03:00
    Поделиться

    В Казани подведены первые итоги внедрения канадского метода аудита эффективности

    Татарстан внедряет иностранный метод проверки эффективности бюджетных расходов

    Чтобы лучше понять, о чем идет речь, стоит напомнить, что, когда Счетная палата России делала свои первые шаги, главной целью аудиторов было выяснить, кто и сколько украл денег из государственной казны. Спустя несколько лет уже иная проблема не меньше занимала ревизоров: а по целевому ли назначению были израсходованы бюджетные средства? Сегодня на передний план выходят иные вопросы - насколько эффективно были произведены те или иные траты. Соглашение о сотрудничестве двух стран было подписано между Счетной палатой России и управлением генерального аудитора Канады ровно год назад. С тех пор ревизоры трех российских регионов не только прошли обучение в Канаде, но успели применить полученные знания на практике.

    Разумеется, в качестве наставника Канада была выбрана не случайно. По мнению председателя Счетной палаты Татарстана Алексея Демидова, "оба государства во многом схожи в экономическом развитии". Но главное - за тридцать лет, в течение которых аудит эффективности применялся в Стране кленового листа, здесь отточили этот инструмент до совершенства. Широкое распространение он получил после того, как местное правительство перешло на новые принципы управления, когда все министерства и ведомства были обязаны при формировании бюджета определять основные общественно значимые результаты от использования средств государства. Показательно, что канадцы проводят четкие границы между аудитом эффективности и финансовым аудитом. В отличие от последнего, когда проверяется только достоверность финансовой отчетности и законность потраченных средств, аудит эффективности - систематическое, целенаправленное изучение деятельности государственных органов. Цель его проведения в Канаде - результативность, экономичность, эффективность, влияние на окружающую среду, а также этика - в части правомерных действий со стороны исполнителей программ.

    По мнению ревизоров Татарстана, их зарубежные коллеги используют не совсем привычные для России формы работы, такие как исследования и собеседования. Так, прежде чем озвучить отчет в парламенте и опубликовать его в средствах массовой информации, генеральный аудитор Канады просит представителей проверяемых ведомств ответить на вопросы, которые возникли в ходе проверки. До сегодняшнего дня местные ревизоры подобные методы не практиковали, они работали в основном с финансовыми и банковскими документами, то есть занимались исключительно финансовым аудитом.

    Медленно, но верно аудит эффективности покоряет и российские просторы. Свой первый экзамен по его применению аудиторы Татарстана своим канадским коллегам сдали вполне удачно. Заместитель генерального аудитора Канады Ричард Томпсон, которого пригласили в Казань на обсуждение первых итогов, назвал отчеты татарстанских коллег "очень хорошими и довольно смелыми". Стоит отметить, что первые результаты аудита эффективности были представлены на обсуждение парламентариям Татарстана, точь-в-точь как это делается в Канаде. Счетная палата РТ показала "рентгеновские снимки" агропромышленной и дорожной отраслей республики. Впервые во время проверки аудиторы не просто "просканировали" финансовые отчеты, они углубились в самую суть дела. Так, к примеру, ревизоры оценили эффективность деятельности органов исполнительной власти по снижению количества аварий из-за дорожных условий. В ходе исследований выяснилось, что практически четверть всех ДТП происходит именно из-за разбитых дорог. Каждый год по этой же причине в республике гибнет в среднем двести человек.

    Ежегодно на дорожную отрасль республики расходуется около пяти миллиардов рублей. Для сравнения: годовой бюджет министерства транспорта канадской провинции Онтарио (общая протяженность дорог - 17 тысяч километров, в Татарстане протяженность трасс - более 14 тысяч километров) составляет два миллиарда канадских долларов. При этом половину этих средств министерство зарабатывает самостоятельно, посредством лицензирования и предоставления платных услуг.

    Казалось бы, вот ответы на все дорожные вопросы - недостаток средств. Ревизоры Счетной палаты РТ, однако, копнули глубже и пришли к выводу: простое их увеличение мало что даст, проблема в другом. Чудовищно велика доля незавершенного строительства. В "черном" списке числится около двухсот объектов, строительство которых началось еще в 1992 году. К началу этого года общий объем незавершенного строительства достиг почти шести миллиардов рублей. Одна из причин этого - неэффективное планирование министерством транспорта и госзаказчиком дорожных работ: ежегодно в планы включаются от 15 до 33 процентов "незавершенки". Так с ней не покончить никогда.

    А покрытие! Объемы производства битума в республике с каждым годом снижаются. Если в 2002 году подрядные организации получили его свыше ста тонн, то в прошлом - почти в три раза меньше.

    Что касается качества работ и используемых в строительстве материалов, то аудиторы привели на этот счет данные научных исследований, выполненных в 2003-2005 годах Казанской государственной архитектурно-строительной академией: сплошь и рядом отклонения в рецептуре составов асфальтобетонов, нарушения технологий укладки и уплотнения, а также температурного режима. Тут сколько денег не вбухивай - все будет мало!

    Канадская методика помогла местным ревизорам по-новому взглянуть и на свою роль и на хозяйственные проблемы. Тем не менее не все так просто. По мнению Алексея Демидова, аудит эффективности использования государственных средств по сравнению с традиционными финансовыми проверками имеет более сложную методологию проведения и требует довольно больших затрат труда затрат и времени. По его словами, "чтобы полностью перейти на этот метод, необходимо принять соответствующую нормативную базу, разработать стандарты, а также перейти на новый принцип бюджетирования, который будет ориентирован на результат. Аудит эффективности не просто должен дополнить финансовый аудит, а наполнить новым содержанием всю систему государственного финансового контроля".

    Поделиться