Это сводный брат бывшего иракского лидера Барзан Ибрагим ат-Тикрити и экс-председатель верховного революционного трибунала Ирака Авад Бандар. Вместе с Саддамом они были приговорены к смертной казни еще 5 ноября прошлого года за участие в расправе над 148 жителями шиитской деревни Дуджейль, где в 1982 году было совершено неудачное покушение на иракского президента.
Барзан ат-Тикрити возглавлял тогда разведку и, по словам свидетелей, принимал непосредственное участие в пытках и расстрелах невиновных людей. По общему мнению иракцев, он был одной из самых зловещих и внушающих страх фигур в окружении Саддама.
В 1998 году появились сведения о том, что ат-Тикрити отказался выполнить распоряжение Багдада и вернуться на родину по истечении командировки в Женеву. Ходили слухи, что он даже собирался просить политическое убежище в одной из западных стран. За сводным братом иракского лидера был послан специальный эмиссар. В конце концов ат-Тикрити все-таки вернулся на родину.
В марте 2003 года, за несколько дней до вторжения в Ирак войск коалиции, Хусейн приказал поместить брата под домашний арест, заподозрив его в тайной поддержке мирной инициативы Объединенных Арабских Эмиратов. Этот план предполагал добровольный отказ руководства Ирака от власти и выезд в эмиграцию с одновременной передачей контроля над страной ООН и Лиге арабских государств. Американские войска арестовали Барзана ат-Тикрити 17 апреля 2003 года. Он был болен раком, и ему даже разрешали покидать тюрьму для лечения.
Что касается второго казненного, то Авад Бандар с правовой точки зрения санкционировал расправу над жителями шиитской деревни.
Обоих сподвижников бывшего главы государства должны были казнить вместе с Саддамом. Но иракское правительство во главе с Нури аль-Малики приняло "стратегическое" решение сперва повесить бывшего диктатора в канун мусульманского праздника Ид аль-Фитр, сделав из этого громкое событие. Наблюдатели полагают, что премьер, обладающий широкими полномочиями, хотел таким образом подкрепить свой авторитет среди шиитской общины Ирака, практически единодушно одобрившей казнь экс-диктатора, и продемонстрировать свою независимость от американцев, которые якобы на казни не настаивали. Прокатившаяся по всему миру волна протестов против исполнения смертного приговора в отношении Саддама, казалось, заставила иракские власти призадуматься и, по крайней мере, отложить казнь Барзана и Авада.
Однако обращения к Багдаду правозащитных организаций, глав многих государств, Генсека ООН Пан Ги Муна остались без ответа, хотя президент Ирака Джаляль Талабани и возражал против казни.
Официальный представитель МИД России Михаил Камынин так прокомментировал пришедшее из Багдада сообщение: "Казнь двух соратников бывшего президента Ирака, так же как и казнь самого Хусейна, не способствует стабилизации ситуации в этой стране".
Правда, процедура повешения Барзана и Авада существенно отличалась от обстановки во время казни Саддама. Тогда на видеокадрах, запечатлевших последние минуты жизни экс-президента, были слышны оскорбительные выкрики в адрес осужденного, что лишь усилило негодование суннитской общины Ирака. Официальный Багдад был вынужден начать расследование этого инцидента. На этот раз обошлось без эксцессов. Палачи и присутствовавшие на казни подписали специальный документ, где обязались вести себя достойно.
Казнь ближайших соратников Хусейна совпала по времени с визитом в Багдад Хиллари Клинтон - сенатора от штата Нью-Йорк и явного фаворита на выдвижение кандидатом от Демократической партии на президентских выборах в США. Видимо, ознакомительный визит Хиллари Клинтон сначала в Ирак, а затем в Афганистан призван помочь демократам четче сформулировать свое представление о том, что нужно делать в этих странах.