Сергей Мовчан: 15 политических партий будут ликвидированы

Сюрпризом эта ситуация для партийцев не стала, ведь еще два года назад, с принятием нового закона о политических партиях, перспектива была вполне очевидна. Ряд партий без особых проблем продемонстрировали численность, далеко превышающую минимальный порог в 50 тысяч членов, и наличие более чем 45 региональных отделений (по 500 человек в каждом). Еще несколько партий в добровольном порядке самоликвидировались или преобразовались (так, члены Промпартии вступили в "Единую Россию", а представители РПЖ и РПП - в "Справедливую Россию") или же преобразовались в общественные объединения. Некоторые все еще пытаются пройти через коалиционный союз к единой новой структуре, однако времени для этого осталось очень мало. В реестре до сих пор остаются 33 политических партии, но 15 из них, как стало ясно по сведениям из Росрегистрации, уже точно будут ликвидироваться через суд в этом году. О том, как будет развиваться партийная система в год предвыборной думской кампании, "РГ" рассказал глава Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации) Сергей Мовчан.

Российская газета | Сергей Николаевич, насколько короче стал список политических партий по итогам закончившейся проверки?

Сергей Мовчан | На сегодняшний день 17 политических партий полностью выполнили все требования закона. Ну а оставшимся 15 партиям предстоит ликвидация в судебном порядке. Важно, чтобы вы поняли - все большие, или, как еще говорят, тотальные проверки уже прошли. Все партии знали, что к 1 января 2006 года им следовало представить документы, доказывающие соответствие их партийных структур требованиям закона о минимальном размере численности и количестве региональных отделений. Обратите внимание - у всех партий был целый прошлый год, чтобы принять решение: самоликвидироваться или преобразоваться в общественное движение. А по действующему федеральному закону о политических партиях мы обязаны в 2007 году пойти в суд, подать исковое заявление о ликвидации той или иной партии и доказать полную обоснованность нашего иска. А дальше будем отслеживать ситуацию, которая начнет разворачиваться в регионах при проведении выборов в региональные законодательные собрания и Госдуму.

РГ | Но выборы в Госдуму состоятся только в конце 2007 года, а до этого времени вы прекращаете все проверки и вообще никакого контроля за партийной деятельностью не будет, даже если будут экстремистские акции?

Мовчан | А кто вам сказал, что мы ослабим свои контрольные функции? Никто не собирается "почивать на лаврах". Мы отдаем себе отчет, что в период предвыборных баталий возможны нарушения действующего законодательства. Наша задача - жестко контролировать соблюдение буквы закона, особенно если действия политиков будут направлены на разжигание межнациональной розни, будут призывать к экстремизму - мы просто обязаны будем реагировать. Такой пример уже есть, вспомните кампанию по выборам в Мосгордуму осенью 2005 года, когда предвыборный ролик партии "Родина" был признан разжигающим межнациональную рознь. Закон предоставляет Росрегистрации весь необходимый правовой инструментарий, наши территориальные органы проводят постоянный мониторинг ситуации в каждом субъекте РФ. Одним словом, ситуация была и будет под нашим контролем.

РГ | И даже за самой большой партией, в рядах которой столько высокопоставленных лиц, за "Единой Россией"?

Мовчан | Конечно! Росрегистрацией было вынесено 37 письменных предупреждений политическим партиям, в судебном порядке была приостановлена деятельность 300 региональных отделений различных партий. Другое дело, что, несмотря на отдельные нарушения закона, ни одна из прошедших проверку 17 политических партий ни разу не давала повод Росрегистрации обратиться в суд с иском для ее ликвидации. Давайте откровенно, почему, как вы думаете, некоторые партии не могут принять решение о ликвидации? Да им съезд не собрать по одной простой причине - денег на это уже нет. В подобной ситуации согласно действующему законодательству мы обязаны взять на себя ответственность и пойти в суд.

РГ | А в суде главным основанием для ликвидации будет аргумент о нехватке численности, но ведь, согласитесь, 50 тысяч членов как минимально необходимое число членов - это значительная цифра...

Мовчан | Законодательные требования к минимально необходимой численности членов как условие официальной регистрации политических партий установлены в Швеции, Финляндии, Польше, Казахстане, Молдавии, Мексике. В Португалии, ряде штатов США статус политической партии признается только за теми общественными объединениями, в поддержку которых собрано определенное число подписей граждан. Требования к численности членов партии, к территориальному масштабу деятельности как раз и показывают, что у партии имеется минимально необходимый уровень поддержки избирателей, что она не фантом, не однодневка.

Что касается сопоставления цифр, то здесь все же необходимо учитывать общую численность населения: более 147 миллионов человек или около 108 млн. избирателей. В Швеции, Финляндии, Молдавии абсолютные цифры ниже (от 1,5 до 5 тысяч, в зависимости от страны), но и граждан там меньше в десятки раз, так что ограничения если и не выше, то соразмерны. Кстати, в Казахстане в 2002 году принят закон, по которому необходимая численность партии была увеличена с 3 до 50 тысяч членов. В Мексике одно время для обретения статуса партии требовалось более 50 тысяч членов. Так что Россия здесь отнюдь не рекордсмен. Практика показала, что установленную планку смогли успешно преодолеть 17 политических партий, что установленная законом планка не была завышена.

РГ | Времени до федеральной предвыборной кампании осталось совсем мало, но возможно ли еще появление в нынешнем году новых партий, которые бы успели пройти все этапы регистрации к осени?

Мовчан | Что касается появления новых политических партий накануне выборов, то, поскольку выборы могут быть назначены не раньше августа, юридически возможность выполнения ими всех необходимых по закону требований не исключена. Однако создание политических партий и региональных структур, их регистрация - дело трудоемкое, требующее значительного объема времени и много усилий, поэтому всем желающим необходимо поторопиться.

РГ | По итогам октябрьских региональных выборов Росрегистрацию часто обвиняли в том, что сотрудники ваших территориальных органов действовали с подачи избиркомов, вмешиваясь в предвыборные кампании. Вы не боитесь, что эти обвинения прозвучат вновь?

Мовчан | Я категорически не согласен с подобными обвинениями в адрес Росрегистрации. Заключения, которые составляет территориальный орган Росрегистрации - это только один из тех доводов, которые избирательная комиссия при вынесении решения может рассмотреть. В случае возникновения споров их решение переносится в судебные органы. Окончательное решение принимает суд, а Росрегистрация, так же, как и Центризбирком, только выполняет его. Если уж мы строим демократическое общество, то давайте в спорных ситуациях признавать главенство закона и только закона.

РГ | Если бы вам пришлось составлять рейтинг скандальности партий, кто бы возглавил список?

Мовчан | У нас не возникает каких-то скандалов. Вот КПРФ как-то собиралась обжаловать одно предупреждение, но сама отказалась от этой идеи, потому что поняли - в суде проиграют. В ФРС работают достаточно компетентные сотрудники, чтобы доводить дело до скандала. Но если мы поставим знак равенства между пиаром и скандалом, тогда нашим оппонентам годится любой повод. Возьмите ту же Республиканскую партию: мы отказали им в регистрации изменений, они обжаловали это решение в суде, вот у них есть повод сначала рассказать, что пошли в суд, потом выступить в процессе, потом рассказать по итогам судебного заседания. Или лимоновцы - поймите, нет такой партии! Их вообще нет, как бы в прессе их не пытались называть "незарегистрированная национал-большевистская партия" или "так называемая партия", - их ликвидировали по суду даже как общественную организацию. А закон гласит о том, что это запрет на деятельность вообще - как в виде политической партии, так и в виде общественного объединения.

РГ | Сергей Николаевич, а у вас есть партбилет?

Мовчан | Есть. Дома лежит партбилет КПСС, храню как воспоминание, а обновлять не собираюсь. Находясь на этом посту, я никогда не вступлю ни в одну партию - став членом партии, я не смогу стоять на страже закона, оставаясь абсолютно беспристрастным.