Глава МИДа Японии Таро Асо выступил недавно с довольно знаковыми заявлениями. Во-первых, он настоятельно посоветовал странам Европы искать новые источники поставок энергии, чтобы уменьшить зависимость от России. Во-вторых, господин Асо намерен активизировать воплощение своего амбициозного плана по созданию "дуги свободы и процветания" в Евразии. Что характерно: партнерство нашей страны в этом деле не рассматривается.
Понятно, что такие заявления не могут остаться без внимания. Известно, что Европейский союз для своего процветания импортирует из России 25 процентов нефти и 42 процента газа. Когда в таких пропорциях зависишь от внешних поставок, безусловно, надо думать о том, как бы их диверсифицировать, где найти новые источники энергии. 10 января ЕС обнародовал Энергетическую стратегию. В ней говорится, что к 2030 году за счет ядерной энергетики на 30 процентов должна сократиться зависимость стран ЕС от углеводородов вообще. И в первую очередь - на 20 процентов за счет возобновляемых источников, таких, как приливы, отливы, ветер, растительные масла и многие другие, считающиеся пока экзотическими. Но, как видим, намеченные сроки весьма отдаленны. А зависимость Европы от российских поставок энергоносителей настолько высока, что решить этот вопрос в одночасье не удастся. Хотя надо сказать, что ЕС серьезно взялся за эту проблему. Энергетическая стратегия предполагает наведение порядка и в собственном доме. В частности, предусмотрены очень жесткие меры по демонополизации национальных энергочемпионов, например французской компании Electricite de France и немецкой - E.ON. Но пока неизвестно, удастся ли выполнить задуманное. Уже последовала реакция от министра промышленности Франции, который сказал, что их компания работает нормально, все производители и потребители в ней заинтересованы. В свою очередь немецкий министр экономики заявил, что разделение производства энергии и ее передачи потребителю будет для Германии очень сложным делом. Немецкие эксперты, с которыми мне удалось переговорить, не отрицают, что размонтирование крупных компаний на более мелкие приводит к повышению конкуренции, снижению цен, к большей устойчивости всей системы. Тем не менее они выразили озабоченность: будут также создаваться фирмы-однодневки, которые заинтересованы в короткой прибыли, а не в долгосрочных крупных инвестициях в инфраструктуру. Поэтому, когда господин Асо учит ЕС, как себя вести в отношении России, имеет смысл посмотреть на внутриевропейские проблемы.
Понятно, откуда дует ветер. Прошлый год начался с газового противостояния России и Украины, а нынешний - с нефтяного скандала с Белоруссией. И в том и в другом случае европейские потребители пережили несколько тревожных дней. Однако Россия продолжает твердо стоять на том, что она будет очень надежным поставщиком источников энергии. В то же время мы понимаем озабоченность Евросоюза и его стремление снять зависимость от одного, двух-трех поставщиков. И не видим в этом ничего плохого. Есть газ в Алжире, Норвегии, в Северной Африке. Россия никаким образом не стремится стать монополистом. Но мы должны быть уверены, что наше сотрудничество с ЕС будет долгосрочным и взаимовыгодным. И не ограничится лишь короткими контрактами, в результате чего невозможно даже сосчитать, сколько же мы получим денег, которые так необходимы нам для инвестиций в нашу стареющую инфраструктуру, геологоразведку и т.п. Наша страна неоднократно заявляла, что мы первые приняли Энергетическую хартию, но не ратифицируем ее потому, что там есть несколько положений, ущемляющих российские интересы и по транзиту, и по доступу к конечному потребителю. Но это не такие препятствия, которые невозможно преодолеть. Россия готова участвовать в диалоге заинтересованных сторон, чтобы найти здоровую основу для сотрудничества и достичь компромисса для многосторонней системы защиты как потребителя, так и производителя. И тогда такие случаи, как белорусский и украинский, если они, не дай бог, повторятся, уже будут предметом не двусторонней озабоченности России и страны, которая нарушает какие-то правила, а международного сообщества. Собственно, ради этого мы и вступаем во Всемирную торговую организацию, чтобы если и участвовать в торговых войнах, то в международно признанной и международно одобренной системе защиты прав и производителя, и потребителя. Наконец, Россия всегда понимала, насколько важны и конкуренция, и участие в активах друг друга. И мы готовы предоставлять западным партнерам большие доли в разработке собственных месторождений. С германскими компаниями этот вопрос уже решен, сейчас идут переговоры с итальянскими предпринимателями. Но мы хотим взаимности. Ведь именно сбалансированная система взаимного учета интересов приведет к тому, что случаи, подобные украинскому и белорусскому, отойдут в прошлое.
А теперь об амбициозном плане строительства "дуги свободы и процветания". Если господин Асо реально представляет себе, как можно обеспечить свободу и процветание в таких странах, как Афганистан, Узбекистан, Туркменистан и вести их по пути к демократии, то уверен, что Россия поддержала бы такое начинание и сама с удовольствием стала бы членом такой дуги. Мы, конечно, никогда не будем готовы проглатывать оскорбления, но поддержим любые усилия, направленные на стабилизацию режимов, находящихся в нашем ближайшем подбрюшье. Потому что, думаю, вынесли соответствующие уроки из довольно сложных ситуаций, в которых оказались и в Украине, и в Грузии.
Несмотря на все недостатки нашей молодой демократии, мы свободная страна, которая живет со своими соседями в соответствии с международным правом. И никогда не будем источником какого-то напряжения или агрессии. Поэтому создание какой-то дуги без нас можно рассматривать как недружественный акт. Это не демократический фронт и не борьба за укрепление безопасности, а только внесение все большей сумятицы и обострение ситуации. И если речь идет о новом "железном занавесе" от России, то, думаю, ни в Москве, ни в Брюсселе, ни в мыслящей политической элите самой Японии этого не поймут и не примут.
Во второй половине прошлого года вышел доклад трехсторонней комиссии Северной Америки, Европы и Японии, в которую входят наиболее известные политические деятели этих регионов. А создана она для осмысления самых насущных проблем мира.
Название этого доклада "Вовлекаясь вместе с Россией". Один из его соавторов - бывший посол Японии в России господин Ватанабе намного тоньше оценил ситуацию. И хотелось бы, чтобы он доступно объяснил нынешнему министру иностранных дел смысл происходящего и необходимость совместной работы с Россией. В любом случае, идея создания "дуги свободы и процветания" в Евразии нуждается в серьезном анализе, который, видимо, еще впереди.