Кубанские семьи живут в аварийных домах

Заботы по отселению людей в нормальные жилища возложены на местные власти, однако зачастую чиновники не спешат выполнять свои прямые обязанности. Как это, к примеру, произошло в Красноармейском районе, где в станице Полтавской два многоквартирных дома в любой момент могут превратиться в груду обломков.

Трещина на судьбе

Расположены "аварийки" на одной из станичных окраин. Когда-то рядом находился мясокомбинат, который и возвел для своих сотрудников два двух-этажных дома. Строительство, судя по всему, велось хозспособом, без учета нормативов и правил. В 1952 году люди получили здесь квартиры и, наверное, сначала радовались обретению крышы над головой, но вскоре стали замечать, что фундаменты новостроек начали проседать. Стоит ли говорить, какое убогое зрелище представляют эти дома сейчас: стены исполосованы трещинами и стянуты металлическими поясами, железные заплатки "украшают" оконные карнизы, а в квартирах отсутствуют самые элементарные удобства.

- Я всю жизнь проработала на мясокомбинате, - рассказывает Вера Омарова. - Квартиру наша семья получила в 1954 году. Уже и я состарилась, и дети выросли, и внуки большими стали. Семь человек сейчас прописаны на 30 квадратных метрах. 35 лет стоим в районной очереди на улучшение жилищных условий, но от этого мало толку.

Крошечный поселок мясокомбината (здесь нет даже улицы) расположен вблизи железной дороги. И всякий раз, когда проезжает поезд, дома пронизывает дрожь. Ненадежный фундамент едва держит стены, и они постепенно отходят от потолка. В квартире у Омаровых щели шириной в два сантиметра заткнуты войлоком. Подобная картина и у большинства соседей. Еще в 1993 году комиссия под председательством районного архитектора провела обследование состояния дома № 7 в поселке мясоком- бината. Пожелтевший от времени акт Вера Яковлевна хранит как зеницу ока. Вот что в нем сказано: "...В фундаменте двухэтажного дома искривлены линии цоколя, разрушены поверхности кирпича, трещины на поверхности цоколя. Стены кирпичные, на них глубокие трещины на всю высоту здания, такие же трещины над оконными проемами. Наблюдается неравномерность осадки фундамента, значительные искривления горизонтальных линий жилого дома. Полы дощатые, деформированные, местами прогнили. Отопление поквартирное, печное. Не выполнена огнезащита деревянных конструкций. Система электропроводки при неравномерной осадке дома приходит в аварийное состояние (провода натянуты, возможен разрыв)..."

Казалось, после подобного заключения авторитетной комиссии (в ее составе помимо главного архитектора присутствовали инженеры-строители, представители санэпидстанции и пожарного надзора) людей нужно было безотлагательно отселить в безопасное место. Однако этого не произошло до сих пор, хотя дома продолжают разрушаться.

Несколько лет назад на первом этаже одного из домов случился пожар: квартира выгорела практически дотла. Погорельцы бросили ее и перебрались к родне. Пустыми глазницами окон зияют еще несколько квартир: все, кому было куда податься, уже сделали это. Остальные продолжают атаковать власть, надеясь хотя бы получить акт об аварийности дома и добиться перерасчета квартплаты: люди не могут взять в толк, почему с них взимают деньги за техническое обслуживание. В чем оно заключается, они понять не могли, пока не получили ответ за подписью заместителя главы районной администрации Владимира Перепелкина: "Капитальный ремонт вашего жилого дома производиться не будет по причине признания его ветхим. Но снятие оплаты за места общего пользования не представляется возможным, поскольку МП ЖКХ выполняло работы по укреплению несущей способности жилого дома".
 
В середине 2005 года забрезжил луч надежды: районное руководство заверило, что оба двухэтажных дома включены в районную целевую программу "Переселение граждан РФ, проживающих на территории муниципального образования Красноармейский район, из ветхого и аварийного жилищного фонда". Однако с тех пор абсолютно ничего в жизни полтавских лишенцев не изменилось.

Чиновник жильцу не товарищ?

Как выяснилось, обездоленные жители станицы Полтавской должны винить в своих бедах исключительно местные власти, которые при желании уже давно могли бы решить проблемы людей, чья жизнь ежедневно подвергается опасности. Оказывается, еще в 2004 году в крае была разработана и принята целевая программа по отселению граждан из ветхого и аварийного жилья. Она рассчитана до 2010 года и предусматривает финансирование из трех уровней бюджета - муниципального, краевого и федерального. Кроме того, для реализации этой программы могут привлекаться средства инвесторов. Ежегодно муниципалитеты представляют в край данные о количестве ветхого и аварийного жилья, которые должны быть подтверждены пакетом документов. Если все сделано правильно, то выделяются средства на отселение граждан, после чего аварийные дома должны быть снесены.

Администрация Красноармейского района в декабре 2005 года сообщила, что необходимо переселить 16 семей. На эти цели планировалось выделить 10,67 миллиона рублей: 1,1 миллиона гарантировал федеральный бюджет, по 3,19 миллиона должны были выделить из краевого и районного бюджетов и столько же - из внебюджетных источников. Федеральное и краевое финансирование должно было начаться сразу же после представления документов. Однако они в край так и не поступили, а значит, и деньги не пошли в район.

С 2007 года реализация этой программы на Кубани продолжается, с той лишь разницей, что теперь федеральные средства выделяются в рамках нацпроекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России": чем успешнее регионы ликвидируют свой аварийный и ветхий фонд, тем больше они получают денег из столицы. Краевые власти кровно в этом заинтересованы, а вот на местах сложилась, прямо скажем, парадоксальная ситуация: многие муниципалитеты, включенные в программу, заявили, что аварийное и ветхое жилье у них... отсутствует.

Есть в крае "передовики производства", получившие еще два года назад федеральные деньги, но так до сих пор их и не освоившие. До Красноармейского района средства не дошли, как мы уже писали, по банальной причине: там чиновники просто не захотели заниматься надлежащим оформлением всех положенных до- кументов. Между тем в случае обрушения аварийных домов отвечать придется местным властям. В Полтавской же каждый день промедления только усугубляет ситуацию. Кстати, вчера в редакцию позвонила жительница одного из злополучных домов Альбина Викторовна Батаева. Она рассказала, что ночью проходил поезд, дом, как обычно, сотрясался, будто при землетрясении, в результате вывалилось окно. "Каждый вечер ложимся спать и не уверены, проснемся ли утром, - сказал женщина. - Сегодня оконный проем вывалился, а завтра потолок на голову может упасть".

Ремонту не подлежат

Аварийные дома были всегда, потому что у государства не хватало средств на капитальный ремонт жилья, да и качество нашего строительства оставляло желать лучшего. Теперь государство стремится создать условия, чтобы все граждане получили возможность обрести достойное жилье. Ставка делается на развитие ипотеки, на привлечение инвесторов, но если речь идет об аварийном муниципальном жилищном фонде, то тут у местных властей перед гражданами сохраняются определенные обязательства. Квартира может полностью покупаться за счет денег государства, но в последние два-три года программа реализуется так, чтобы частично собственниками становились и граждане. У них появляется возможность постепенно выкупать у государства квадратные метры жилплощади и становиться полноправными хозяевами своего жилища. В общем, в этой программе все четко продумано и выверено. Была бы добрая воля у чиновников взяться за ее реализацию. А вот ее как раз зачастую и не хватает.

Происходящее в станице Полтавской, оказывается, еще цветочки по сравнению с тем, что делается в ряде других городов и районов края. Власти Анапы, к примеру, в конце прошлого года заявили, что они не могут освоить пять миллионов рублей федеральных средств, которые им были выделены еще в 2005 году. А Краснодар недавно отказался от 500 миллионов краевых средств, выделенных в 2006 году на отселение из ветхого и аварийного жилья: эти деньги попросили перераспределить по другой статье на другие нужды, заявив, что в городе аварийное и ветхое жилье... отсутствует. Этот поразительный факт наверняка приведет в шок многих краснодарцев, живущих в местных трущобах. Ведь у некоторых из них, особенно стариков, была единственная надежда - на помощь государства. А государство в лице муниципальной власти от них, выходит, решило отвернуться?

комментарии

Владимир ПЕРЕПЕЛКИН,
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА:

- Все необходимые документы в краевой комитет ЖКХ мы представили весной прошлого года. Если они где-то затерялись, готовы еще раз передать их. Только вчера обсуждали этот вопрос с руководителем комитета, и он заверил, что в этом году непременно в наш район придут краевые деньги целевого назначения - на отселение людей из аварийных домов. Мы прекрасно понимаем, что медлить в этом вопросе нельзя. Надеемся, что уже к нынешней весне начнется отселение людей. Сейчас изыскиваем местные резервы, потому что половину необходимой суммы мы должны найти в районе.

Елена ВОРОЖЕЙКИНА,
НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА РЕФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУР ЖКХ КРАЕВОГО КОМИТЕТА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА:

- В Краснодарском крае 900,8 тысячи квадратных метров ветхого и аварийного жилья, из них больше всего - 335,8 тысячи - в краевом центре. Причем это только официальные данные, а сколько незадокументирован-ных авариек - точно вряд ли известно. В начале минувшего года Краснодару было выделено из краевого бюджета 500 миллионов рублей для отселения людей в благоустроенные квартиры. В июле федеральная и краевая комиссии проверяли, как расходуются эти средства. Тут и всплыли серьезные нарушения. В результате городские власти, не мудрствуя лукаво, заявили, что деньги на отселение семей из аварийного фонда им просто не нужны. Дело в том, что они были выделе- ны в рамках очень жестко контролируемой программы: на них необходимо приобрести жилье, представив в краевую комиссию копии паспортов конкретных людей и технические паспорта нового жилья, а также свидетельства о праве собственности на новые квартиры. То есть чиновник при всем желании не сможет "погреть руки" на этих целевых средствах, вот и исчезает у него интерес заниматься надлежащим оформлением документов.
Существует, на мой взгляд, и другая причина: городские власти действуют сейчас исключительно в интересах инвесторов, которым будет проще "договариваться" с жителями "авариек". В то же время есть города и районы, которые активно включились в реализацию программы. К примеру, Апшеронскому району в конце минувшего года были перераспределены дополнительные средства: здесь много и быстро строят, а ветхий фонд идет под снос. Хорошо работают власти Ейска, но пока, увы, в этом вопросе больше аутсайдеров.