17.01.2007 03:58
    Поделиться

    Юрий Коломыцев: Самовольно менять курсы валют сотрудники обменного пункта не имеют права

    Законны ли действия сотрудников обменных пунктов? Ответить на вопросы читателей мы попросили начальника Валютного управления Московского ГТУ Банка России Юрия Коломыцева.

    Российская газета | Юрий Иванович, читатели "РГ" хотят знать, кто устанавливает и контролирует курс покупки и продажи валюты в обменном пункте. Регистрируются ли изменения курса документально? И доступна ли эта информация для клиентов?

    Юрий Коломыцев | Понимаю, что тревожит читателей газеты. Известно немало случаев, когда банки вывешивают (обычно не в помещении пунктов обмена валюты, а снаружи, например, на переносных рекламных щитах) информацию о курсах иностранных валют, применяемых при проведении операций на крупные суммы. Эти курсы выглядят привлекательно и заманивают потребителей. Но не соответствуют реальным значениям курсов иностранных валют и кросс-курсов, указанных непосредственно на стенде обменного пункта и в официальных документах, которые используются при операциях на меньшие суммы.

    Разумеется, подобные ситуации недопустимы: наружная реклама должна соответствовать и информации, размещенной на стенде в помещении обменного пункта, и курсам, фактически применяемым при совершении операций.

    Хочу подчеркнуть, что Банк России совместно с Федеральной антимонопольной службой постоянно работают с банками, следят за соблюдением нормативных актов Банка России, в том числе и за правильностью размещения информации о курсах иностранных валют. Полезно знать установленный порядок и потребителям.

    Курсы валют устанавливаются и изменяются специальным распоряжением банка или его филиала.

    В документе обязательно должен быть указан фактический адрес обменного пункта, курсы валют, а также дата и время их изменения (в часах и минутах). При этом вместо фактических значений кросс-курсов может быть указан алгоритм их расчета. Кроме того, могут быть установлены различные курсы иностранных валют для разных обменных пунктов, а также для разных объемов покупаемой или продаваемой валюты в одном обменном пункте.

    В течение дня курсы валют и кросс-курсы могут меняться. Но самовольно менять их сотрудники обменного пункта не имеют права. Сделать это они могут лишь по распоряжению лица, которому в банке предоставлено такое право. Информацию обо всех изменениях курсов валют положено регистрировать в специальных журналах - и в банке, и в обменном пункте.

    В обменном пункте на видном месте должен быть стенд с курсами иностранных валют к рублю и кросс-курсами, используемыми при совершении операций.

    РГ | Как часто в течение дня обменный пункт имеет право менять кросс-курсы?

    Коломыцев | Банк вправе сам устанавливать, сколько раз в течение операционного дня ему необходимо изменять кросс-курс. Но каждое изменение обязательно должно быть оформлено распоряжением руководства банка или его филиала в том порядке, о котором я уже рассказал.

    РГ | Выходит, банк может установить какой угодно обменный курс? Или все же существуют ограничения?

    Коломыцев | Валютное законодательство предоставляет банку право самому устанавливать курсы покупки и продажи иностранной валюты. Но практика показывает, что, устанавливая курсы валют, банки ориентируются на официальный курс Банка России и не отходят от него слишком далеко.

    Требования Банка России, предписывающие, чтобы разница между курсом покупки и курсом продажи валюты в обменных пунктах была не больше 15 процентов, были отменены еще в июне 2004 года. Размер комиссии, взимаемой при обмене валюты, тоже устанавливается банком самостоятельно. При этом "аппетиты" банкиров ограничивает конкуренция: слишком дорогое обслуживание оттолкнет клиентов, они предпочтут менять деньги в обменных пунктах других банков.

    РГ | Могут ли пункты обмена назначать повышенную комиссию за прием мелких купюр?

    Коломыцев | Банки имеют право сами назначать комиссии за различные операции, в том числе за покупку и продажу валюты. Но от номиналов купюр она не зависит. А вот устанавливать льготный курс за большие объемы сделки банки могут. Но если вы сдаете деньги на экспертизу, чтобы удостоверить их подлинность, то никакой комиссии за это взимать не должны!

    РГ | Какие квитанции или чеки должен получить клиент при обмене валюты?

    Коломыцев | Работник обменного пункта обязан выдать клиенту документ, подтверждающий проведение операции по обмену валюты. В нем должны быть указаны наименование, регистрационный номер и почтовый адрес банка или его филиала, а также почтовый адрес обменного пункта. Должны присутствовать порядковый номер и код операции, дата и время ее совершения и курс (или кросс-курс) иностранной валюты. Наконец обязаны присутствовать сведения о принятой от клиента и выданной ему валюте: их наименование, код и сумма.

    По просьбе клиента кассир может внести в документ его фамилию, имя и отчество, а также данные о документе, удостоверяющем личность. Уменьшать по своей воле перечень установленных обязательных сведений банкам не разрешается. А вот запрашивать по своему усмотрению дополнительные сведения они право имеют. Заполненный документ печатается в единственном экземпляре, подписывается кассиром и выдается клиенту. Исправления в напечатанном документе не допускаются.

    РГ | Куда и кому жаловаться, если работники обменных пунктов действуют явно не по правилам?

    Коломыцев | Рекомендую вначале обратиться непосредственно в банк, которому принадлежит обменный пункт. Возможно, происходящее - всего лишь "самодеятельность" сотрудников этого пункта.

    Если вопрос решить не удалось, можно обратиться в территориальное управление Банка России того региона, на территории которого находится банк или его филиал. Для Москвы и Московской области это наше Московское главное территориальное управление Банка России. Письменные жалобы направляйте к нам по адресу: 115035, Москва, ул. Балчуг, д. 2, Московское ГТУ Банка России. Или звоните по телефонам: 742-88-17, 742-88-18.

    Информацию о местонахождении территориальных учреждений Банка России в других регионах можно получить в Банке России по адресу: 107016, ул. Неглинная, д. 12, либо по телефонам: (495) 771-47-46, 921-31-16.

    При этом важно помнить: анонимные письма и звонки не рассматриваются. Необходимо сообщить сведения о себе: фамилию, имя, отчество и почтовый адрес; название банка, которому принадлежит обменный пункт; точный адрес обменного пункта. В самой жалобе обязательно укажите дату, когда было допущено нарушение. Письменное обращение обязательно должно быть подписано заявителем.

    Поделиться