Новости

17.01.2007 01:50
Рубрика: Общество

Слышать друг друга

Текст: Марьяна Безруких (директор Института физиологии, академик РАО)

Сразу два письма на одну и ту же тему. Одно - от мамы второклассника, другое - от молодой учительницы из далекого сибирского города. Оба о том, как трудно общаться учителю и родителям. Вот отрывки из них: "Это была первая встреча в этом году, и все, что я услышала, вызвало бурю протеста: "Хуже всех, не старается, почерк ужасный, кривляется, всем мешает, и в прошлом году был не ангел, но в этом..." Не хочу продолжать. Я одна воспитываю сына, возможно, он сложный ребенок, но очень добрый, во всем мне помогает, старается, просто я много работаю и не могу сидеть с ним за уроками. Наплакалась и решила в школу больше не ходить. Я ведь знала, что так и будет, даже идти не хотела".

А вот отрывок из второго письма: "Мое первое родительское собрание провалилось. Я даже не успела рассказать о том, как учатся их дети, как себя ведут... А у всех претензии - все не так: и задают-то много, и по семь уроков бывает, и оценки ставят несправедливо, и сразу три контрольные в один день. Как будто я одна должна отвечать за все. Разговор не получился, как всегда".

Казалось бы, две разные ситуации, а на самом деле - одна: неудавшегося и несложившегося взаимодействия учителя и родителей. К сожалению, это очень частая ситуация. Если выслушать каждого, то можно понять причины огорчений, обид, нежелания больше общаться. Но все это результат неумения общаться, незнание или пренебрежение основными правилами эффективного общения.

Оба случая - пример неуважительного отношения друг к другу: и учителя к родителям, и родителей к учителю, а самая типичная ошибка, разрушающая взаимодействие, создающая барьер, - взаимные претензии, обвинения вслух и при всех высказываемое недовольство.

Конечно, учитель может быть недоволен и учебой, и поведением ребенка, конечно, он имеет право и должен сказать об этом родителям. Но родительское собрание - не лобное место для прилюдной "порки" родителей. В этом случае вполне естественно их желание защищаться. А человек, прилюдно униженный, далеко не всегда способен сдержать свои эмоции и не предъявить свои (тоже не всегда справедливые) претензии.

Не случайно слова - "родительское собрание" вызывают негативные ассоциации и у учителей, и у родителей. Родители чаще всего определяют свое состояние словами - "неловкость", "беспокойство", "обида, "беспомощность" (неспособность изменить ситуацию), а учителя - "неудовлетворенность", "обида", "тщетность усилий", "невозможность изменить ситуацию". Очень точно охарактеризовал эту ситуацию один из родителей: "Иду с желанием победить, а ухожу побежденным".

Желание победить "противника" доминирует. Именно это желание, этот настрой определяют разрушительную тактику общения учителя и родителей. Замечу, в сложившейся у нас традиции взаимоотношений (на работе, в семье, в школе, в обществе) мы отстаиваем не свое мнение, позицию, представление, а боремся с человеком, имеющим другое мнение, позицию, представление.

Нам чуждо не иное мнение, а человек, имеющий другое мнение. А раз это борьба, то любые средства хороши. И каждая из сторон старается использовать все свои возможности для того, чтобы лишить собеседника "дара речи", уничтожить взглядом, применяя принципы модной сегодня "черной риторики": "Никогда не молчи, уничтожь противника его же оружием".

Но учитель и родитель не противники, которых нужно победить. Они должны быть союзниками. Однако чаще обе стороны признают безуспешность своих попыток найти общий язык. И вне зависимости от того, "кто первый начал", "кто прав, а кто виноват", больше всех страдает ребенок. Во-первых, потому, что никакие школьные проблемы ребенка невозможно решить без взаимодействия учителя и родителей, без их согласованной помощи. Во-вторых, в конфликтной ситуации между учителем и родителями ребенок включается в систему "сдержек и противовесов", вынужден принимать чью-то сторону и часто оказывается под двойным прессом.

Что делать? Как изменить ситуацию, которая многим кажется безвыходной и непреодолимой? Очень важно изменить свой настрой, не рассматривать предстоящую встречу как испытание на прочность. От настроя зависит очень многое, ведь убежденность в том, что конфронтация неизбежна, создает неблагоприятный фон общения, делает более негативным и острым восприятие любого слова, взгляда, движения.

Негативный настрой создает напряжение, скованность, настороженность и... вроде бы не сказано ни одного слова, а "стенка" выстроена, и пробиваться через нее никому не захочется. Позитивный настрой - первое условие эффективного взаимодействия.

Есть еще несколько простых правил. Так общение должно быть спокойным, доброжелательным, без претензий и обвинений, без резкого тона, убийственного взгляда и выплеска эмоций. Нужно четко определить, для чего учителю (или родителю) необходимо общение. Важно уметь корректно сформулировать вопрос, на который хочется получить ответ, не стоит оставлять невысказанными возникшие вопросы и, конечно, необходимо аргументированно отвечать на них. Но, наверное, самое главное - научиться слушать и слышать друг друга, захотеть слышать и постараться понять.

Думаю, этому можно и нужно учить учителей и родителей, но уверена, каждый нормальный человек должен научиться этому сам. С человеком, не умеющим выстроить отношения, сдержать эмоции, спокойно и твердо отстоять свою позицию без "черной риторики", очень сложно жить. А школа с проблемами взаимоотношений между учителями и родителями - просто отражение нашей жизни, в которой нам так не хватает умения слушать, слышать и понимать друг друга.

Подготовила Елена Новоселова

Общество Образование Общество Семья и дети
Добавьте RG.RU 
в избранные источники