Не надо быть провидцем, чтобы предварить итоги проверок сотрудников прокуратуры выводом, вытекающим из собственного опыта: качественный состав призывников зачастую далек от желаемого. Достаточно знать два-три факта. В среде старшеклассников в последнее время крайне популярны наркотики и спиртное, и, как результат, наркоманы и алкоголики в рядах призывников попадают в армию, что не может не сказаться на дисциплине в войсках.
Ребята мало читают - наспех изученная "по диагонали" литература из школьной программы в счет почти не идет. По мнению учителей, которым они поделились с сотрудниками прокуратуры, интеллектуальный багаж многих ребят призывного возраста снижается из года в год. Такие подростки охотнее вовлекаются в криминальную деятельность, чем мечтают о достижениях в области высоких сфер.
Это, конечно, не значит, что земля воронежская вконец оскудела умами. Способных парней много, немало и талантливых, здоровых и сильных, с неплохой спортивной подготовкой, тех, что резко отрицательно относятся к наркотикам и пьянству. Но вся беда в том, что от призыва они уклоняются любой ценой - и по закону, обладая студенческим иммунитетом, и без закона. Последнее прокурорских проверяющих интересовало в большей степени.
Оказалось, что в Грибановском районе органы местного самоуправления в круговерти дел абсолютно забыли и, получается, самоустранились от важнейшей обязанности власти заниматься подготовкой призывников к будущей службе. Обычно она начинается с мальчишками еще в школе, на уроках по основам безопасности жизнедеятельности и военной службы. Для этого кабинеты по предмету должны иметь специфическое оснащение. Но кроме жалких стендов и старых плакатов в большинстве кабинетов ничего примечательного не находилось да и быть не могло по определению: районные школы - бедные, материальная база не пополняется годами по вполне объективной причине дефицита финансов. Нет внимания к теме со стороны власти, нет и серьезной работы по патриотическому воспитанию.
Более того, в нарушение федерального законодательства администраторы сел даже сведения на призывников заблаговременно не предоставляли в районный военный комиссариат. И, заметьте, ничего им за это не было, никаких дисциплинарных взысканий. Проверили личные дела призывников, получивших отсрочку, и удивились еще больше: там пылились только справки, подтверждающие факт поступления в учебные заведения, но не было ежегодного подтверждения, учатся ли эти студенты в настоящее время. К примеру, один парень, получивший отсрочку от призыва на военную службу в связи с поступлением в университет водных коммуникаций Санкт-Петербурга аж в 2003 году, к концу минувшего года так и не предоставил ни одного документа из вуза. Аналогичных нарушений нашли много. Чтобы ускользнуть от призыва, парни сплошь и рядом уходили в сельские учителя. И о них точно так же "забывали" в военном комиссариате.
Призывная комиссия Эртильского района в октябре минувшего года заботливо предоставила отсрочку призывнику для ухода за отцом-инвалидом I группы ровно до 23 октября 2015 года, до исполнения 27 лет, когда призывной срок заканчивается. На всякий случай просмотрели медицинскую карту отца. Оказалось, что инвалидность тому врачи установили только до 1 февраля 2007 года. То есть, конечно, по чистому совпадению, почти на момент призыва сына.
Такое же совпадение при предоставлении отсрочек от призыва по аналогичному основанию сотрудники прокуратуры наблюдали и в личных делах семерых несостоявшихся солдат из Коминтерновского района Воронежа. "Липу" даже и не особо пытались скрыть, как в документе, выданном призывной комиссией некому Удодику: ему продлили отсрочку до достижения им возраста 29 лет. Так и хочется сказать, что такие справки в буквальном смысле дорогого стоят.
Ну, а другие призывники, не сумевшие обезопасить себя от призыва с помощью документальных уловок, поступили еще проще: исчезли на тот момент из дома в неизвестных родным и близким направлениях. А на "нет", как известно, и суда нет. Их никто не искал, не привлекал к административным наказаниям, как положено, и так далее.
Прокуратура области сочла такое попустительство недопустимым и направила представление на заседание призывной комиссии области с требованием сообщить о принятых мерах в месячный срок.