- У нас есть замечательный проект, - рассказал Орджоникидзе. - Архитекторы предложили превратить грузовой Западный порт в логистический центр или в главную базу материально-технического обслуживания Московского международного делового центра (ММДЦ). Близость порта к Сити, а также сложившаяся там транспортная инфраструктура, включая подъезды для автотранспорта и Малое кольцо железной дороги, делают это вполне осуществимым.
В новом комплексном транспортном узле доля речных перевозок составит приблизительно 15 процентов. Но работать он будет с большой нагрузкой. ММДЦ и Сити в целом нуждаются в очень большом количестве товаров самой широкой номенклатуры - от продуктов питания до образцов изделий мировых фирм. Кардинально порт изменит и внешний облик. Оставшись единственным крупным представителем промышленной архитектуры в районе Большого Сити - все остальные предприятия из прилегающих районов выведут, он будет скорее похож на современный крытый стадион, мягко вписывающийся в береговой пейзаж. Все вопросы с собственниками недвижимости, которые могли бы помешать началу реконструкции, уже решены.
Картину ближайшего будущего порта для читателей "РГ" "нарисовал" главный архитектор "Метрогипротранса" Николай Шумаков. Суда будут разгружать современные мобильные краны на резиновом ходу грузоподъемностью до 20 и более тонн. Грузовое судно, подплыв к Сити, исчезнет из поля зрения - словно под воду ушло! А оказывается, сухогруз встал на разгрузку под козырек причала...
Складские же помещения и паркинг для большегрузных автомобилей спрячутся под землю - для них предусмотрено громадное многоуровневое пространство. Под Москвой-рекой примерно на глубине 20 метров протянется чисто транспортный тоннель.
Но вернемся в сам порт. На его территории разместятся также таможенный пост и мощный компьютерный центр, регулирующий потоки грузов и всю логистику. Заказчик - комитет по внешнеэкономической деятельности правительства города - настаивает, чтобы здесь же были построены и небольшие гостиницы по 100 номеров, эксклюзивные торговые места, например для продажи яхт "хорошим людям". На рекультивированной территории устроят теннисные корты, лужайки для гольфа, площадки для других видов спорта. Это поможет избежать дефицита спортивных объектов в Новом Центре.
Сыпучие грузы останутся в прошлом. До сих пор русловая добыча песка и песчано-гравийной смеси была, можно сказать, "второй специальностью" Западного порта. Не случайно Росприроднадзор неоднократно фиксировал в районе порта вредные нефтесодержащие выбросы в Москву-реку. Реконструкция приведет к коренному изменению экологической ситуации на берегах Москвы-реки.