Такой "портрет" складывается из итогов соцопроса ВЦИОМа, который был организован Агентством по страхованию вкладов (АСВ).
Выяснилось, что количество людей, пользующихся услугами банков, выросло по сравнению с 2005 годом с 57 до 63 процентов. Остальных социологи записали в "резерв долгосрочного развития банковской системы".
Кстати, здесь можно легко нарисовать и портрет "типичного невкладчика". Это человек с низкими доходами, старше 60 лет, житель села, у которого объективно мало возможностей пользоваться услугами банков, да и нет особого желания это делать.
"В сфере сберегательного поведения в 2006 году заметных открытий или чудес не произошло. Ждать массового притока вкладов не приходится", - прокомментировал результаты опроса заместитель генерального директора АСВ Андрей Мельников. Мельников поделился и другим наблюдением: 2006 год прошел под знаком потребительского бума, и свободные средства людей после всевозможных покупок уменьшились в сравнении с 2005 годом с 65 до 40 процентов. Стало быть, искушение нести деньги в магазин мимо банков оказалось слишком велико. А "кредитное поведение" россиян, думается, должно стать предметом очередного зондажа общественных настроений.
Любопытно, что 17 процентов населения относятся к "потенциальным вкладчикам", то есть имеют свободные средства, но не торопятся отнести их в банк. Неудивительно, ведь вложения в недвижимость и паевые инвестиционные фонды (ПИФы) стали в 2006 году наиболее доходными вложениями денег, по данным Центра макроэкономических исследований (ЦМЭИ) компании БДО Юникон. Скажем, в результате резкого скачка цен на жилье средняя доходность вложений в московскую недвижимость составила 58,45 процента, а благодаря росту курса акций большинства российских компаний некоторые ПИФы "наварили" до 80 процентов. А из всех банковских вкладов населения только годовые рублевые депозиты обеспечили защиту сбережений от инфляции, их реальная доходность составила
0,39 процента. Наихудшие результаты получили обладатели долларовых вкладов.
Но, разумеется, у россиян преобладает ставка на традиционные депозиты, а не рисковые вложения в акции, для чего еще надо исхитриться удачно выбрать управляющую компанию. "Продвинутые", как видим, делят 17-процентную нишу с неведомым числом тех, кто не доверяет ни банкам, ни ПИФам, а только замкам в двери. Так, вложения в ПИФы составили в 2006 году 409 миллиардов рублей, в то время как объем депозитов физических лиц превысил 3,4 триллиона рублей. Логично: по данным ВЦИОМа,
40 процентов населения делают сбережения "на непредвиденный случай, про запас", а это психологически несовместимо с рисковыми комбинациями. Доля людей, которые считают настоящий момент подходящим для накоплений, выросла за год с 20 до 29 процентов. Что скорее всего связано с ростом реальных доходов значительной части населения.
Идеальный же банк, по мнению людей, - это крупный (53 процента) государственный (72 процента), давно работающий на рынке (81 процент) и "с более высоким процентом по вкладам" (54 процента). Последнее пожелание, впрочем, весьма наивно, поскольку банки зорко следят за телодвижениями конкурентов и ведут приблизительно одинаковую политику, а те из них, кто привлекает нереальными процентами, доверия как раз и не заслуживают.
А возможности "типичного вкладчика" пока весьма скромны. 46 процентов опрошенных оценивают возможную сумму сбережений не более чем в 30 тысяч рублей. Это чуть лучше, чем ничего. Группа вкладчиков многочисленна в Северо-Западном (44 процента) и Дальневосточном (45 процентов) федеральных округах. Минимальна доля вкладчиков среди жителей Южного федерального округа - 27 процентов.
Представители АСВ подчеркнули, что под влиянием системы страхования вкладов 3 процента опрошенных, в том числе 4 процента вкладчиков, собираются открыть новый вклад, а 6 процентов вкладчиков уже увеличили размер имеющегося вклада. Кроме того, 6 процентов вкладчиков намерены разбить свой вклад на несколько новых, размеры которых не превышают суммы страхового возмещения. Выходит, с одной стороны, страхи перед возможным банковским кризисом не ушли в прошлое, но государственные гарантии возмещения ломают психологию боязни доверить свои деньги банкам.