20.01.2007 02:10
    Поделиться

    Петербургский ТЮЗ поставил "Бедных людей" Достоевского

    Само по себе это явление значительное. Встреча современных тинэйджеров, столь не похожих на подростков Достоевского, с его провокативной, болезненной, полной идеализма прозой - большое испытание и для тех, кто делал эту работу, и для тех, кто ее смотрит.

    Сначала - о первых. Пьесу по этому роману написал театральный критик, главный редактор журнала "Театр" Валерий Семеновский, а поставил главный режиссер ТЮЗа Григорий Козлов. Его первый спектакль по прозе Достоевского в конце 80-х годов - "Преступление и наказание" - стал почти что театральной легендой, открыл целое поколение питерских актеров - Дмитрия Бульбу, Алексея Девотченко, Марию Лаврову. И все же нынешняя встреча режиссера с Достоевским - особая. По словам Валерия Семеновского, она происходит в тот момент, когда "рейтинг идеализма в обществе равен нулю". Сам же спектакль Козлова сочинен и поставлен именно как ода сентиментальному, трепетному, идеалистическому мироощущению.

    Не случайно в пьесу и спектакль введен - кроме Макара Девушкина и Вареньки - третий персонаж - Некто. Он является в трепетно-ажурном, тончайшем мире спектакля как циник нового времени, в котором воплощен весь его прагматизм. Ему доверено активное общение с залом, в нем зафиксирована и та полемика с "новой драмой", которую давно ведет Валерий Семеновский на страницах журнала "Театр".

    Художник спектакля Николай Слободяник сочинил на малой сцене ТЮЗа маленькую изысканную коробочку - театрик, в котором танцуют, беседуют, обмениваются трепетными своими флюидами два человека. Один из них - Макар Девушкин (Валерий Дьяченко), маленький трепетный человечек, у которого нет ничего, кроме заливающей все его существо нежности и любви. Другая - Варенька (Юлия Нижельская). Вся история их небывалой любви построена как упоительное адажио, как тихий и полный нюансов танец, в котором невыразимая тоска и безнадежность встречаются с надеждой.

    Время от времени они покидают этот маленький театрик, чтобы стать его зрителями. Они выходят за пределы коробочки, садятся прямо в зрительный зал, точно на наших глазах вышли из своего домика на Гороховой и оказались в Александринке. Драматург и режиссер прекрасно знают, что театральными аллюзиями и впечатлениями полна проза Достоевского, и это знание превращается у них в исполненную тонкого юмора, а временами и жесткой полемики, игру. Проталкиваясь между рядами и извиняясь, актеры усаживаются рядом с притихшими подростками. Перед ними Некто - точно Черт из вертепа - разыгрывает свое дьявольское представление, читает язвительный монолог, в котором отчетливо слышна пародия на "новую драму".

    Вослед за ним история все дальше увлекает героев в тот мир, где любовь больше не властна над бедностью, и где маленький человечек Макар Девушкин отдает свою возлюбленную Вареньку в руки богача. Валерий Дьяченко играет это выразительно и точно: любовь делает его героя счастливым, но она не по силам его униженному, отчаявшемуся существу.