Постановление парламента, принятое пока в первом чтении, имеет единственное ограничение: оно будет действовать лишь в течение полутора лет. Однако после его утверждения у Чавеса будут окончательно развязаны руки. Отныне он сможет самостоятельно менять конституцию, воплощая в жизнь свои самые смелые инициативы.
В частности, венесуэльский лидер намерен провести национализацию всех стратегических областей экономики, и в первую очередь телекоммуникационной и нефтегазовой отрасли, лишить независимости Центробанк, а также отменить закон, который ограничивает число сроков пребывания на президентском посту одного и того же человека.
За ближайшие полтора года Чавес рассчитывает завершить в стране "революционные преобразования" с тем, чтобы окончательно и бесповоротно утвердить в Венесуэле "социалистический строй XXI века". "Для нас нет другого пути. Я призываю всех, несмотря на политические и идеологические разногласия, присоединиться к строительству социализма в Венесуэле", - заявил он во время недавней инаугурации после переизбрания на третий срок.
Нельзя сказать, чтобы решение венесуэльских депутатов стало для кого-то неожиданностью. О готовящейся конституционной реформе Чавес рассказывал давно и подробно, не обращая никакого внимания на критику со стороны оппозиции.
В том, что все инициативы президента теперь будут безотлогательно претворяться в жизнь, никто не сомневается. Причем ответственность за такой поворот событий, как ни парадоксально, во многом лежит именно на представителях оппозиции, которая в 2005 году бойкотировала парламентские выборы. Благодаря этому шагу сторонники президента получили полный контроль над органами законодательной власти.
Голосование по конституционной реформе прошло в Венесуэле на фоне другого примечательного для региона события. В бразильском Рио-де-Жанейро состоялся саммит глав государств МЕРКОСУР - крупнейшей международной организации южноамериканского континента.
Многие эксперты придавали этой встрече особое значение. Хотя на момент подписания номера она еще не завершилась, стало известно: лидеры латиноамериканских стран вели переговоры вокруг будущего организации. Причем между Венесуэлой, Бразилией и Аргентиной разгорелся принципиальный спор по этому поводу.
Чавес настаивает на том, что участникам МЕРКОСУР необходимо иметь единую позицию по ключевым политическим вопросам. В то время как президенты Бразилии Лула да Силва и Аргентины Нестор Киршнер уверены: организация должна сохранить сугубо экономический характер, а не становиться плацдармом для развития леворадикальных идей лидера Венесуэлы.
Накануне саммита один из основных единомышленников венесуэльского президента, глава Боливии Эво Моралес, подал заявку на принятие его страны в качестве полноправного члена этой организации. Естественно, Чавес горячо поддержал инициативу своего "друга Эво". И готов убедить других латиноамериканских лидеров в том, что, несмотря на экономическую отсталость, столь богатая природными ресурсами страна как Боливия станет для МЕРКОСУРа полезным партнером.