22.01.2007 03:02
    Поделиться

    Власти Турции арестовали преступника, стрелявшего в известного журналиста Гранта Динка

    В Стамбуле у дверей редакции еженедельной газеты "Агос", издающейся на армянском и турецком языках, четырьмя выстрелами в упор был убит главный редактор издания, известный турецкий журналист, армянин по происхождению Грант Динк.

    Это убийство всколыхнуло всю Турцию, вызвало гневную реакцию в Армении и армянских общинах по всему миру. В Стамбуле и Анкаре прошли массовые демонстрации протеста, а турецкие власти фактически сразу осудили это преступление.

    Полиция проявила оперативность. Отчасти ей просто повезло. Стрелявшего в журналиста 17-летнего Огюна Самаста опознал его отец по опубликованной фотографии, сделанной с помощью установленной на улице недалеко от редакции камеры видеонаблюдения.

    Задержание преступника в городе Самсун стало, как говорят, делом техники. Юный убийца не отпирался и на первом допросе не без гордости заявил, что сознательно застрелил Гранта Динка за то, что тот оскорбил турецкую нацию.

    Имя 52-летнего журналиста, ставшего одной из самых влиятельных фигур в 80-тысячной армянской общине Турции, получило широкую известность в октябре 2005 года, когда тот был признан виновным в "оскорблении турецкой нации" и приговорен к шести месяцам тюрьмы условно за статью, посвященную массовым убийствам армян в Османской Турции в 1915 году.

    Этот приговор был вынесен на основании вызывающей в стране острую полемику статьи 301 уголовного кодекса, где говорится о судебной ответственности за оскорбление нации и ее символов.

    До сих пор турецкие власти, вне зависимости от того, какая из партий формировала кабинет, упорно отрицали сам факт геноцида армян. Правда, за последнее время под давлением международной общественности и в связи с началом процесса присоединения Турции к Евросоюзу в стране происходит некоторая переоценка такой позиции.

    Анкара уже признает, что в результате партизанских действий армянских повстанцев и контрпартизанских операций османской армии и курдского ополчения были многочисленные жертвы как среди христиан-армян, так и мусульман-турок. Речь зашла о создании совместной комиссии историков, которые спокойно и объективно могли бы изучить имеющийся фактический материал. Но в одном Турция непреклонна - целенаправленного систематического и тотального уничтожения армянского населения не было.

    Я вспоминаю свою встречу с Грантом Динком в Стамбуле весной прошлого года. Мы беседовали в его небольшом, заваленном книгами и подшивками газет кабинете. Сильное впечатление производили эрудиция, здравый смысл, умеренность взглядов, взвешенность оценок и природный демократизм этого журналиста. Он говорил, что армяно-турецкий конфликт должен быть разрешен, что он отравляет национальное сознание как турок, так и армян.

    "Я - лояльный турецкий гражданин и хочу, чтобы моя родина была процветающей, свободной и демократической, жила в мире и тесно сотрудничала с соседями, прежде всего Арменией, - сказал мне Грант. - Именно поэтому мы стремимся вступить в Евросоюз. Но сделать это сложно, не разобравшись с тяжелым грузом прошлого, не переоценив некоторые печальные страницы истории".

    Говорил Грант и о том, что ожесточение с обеих сторон таково, а страсти настолько накалены, что прежде чем стороны преодолеют вековую вражду, прольется еще немало крови.

    Теперь кажется, что он как в воду смотрел. Высокая гражданская позиция сделала журналиста жертвой молодого фанатика. "Грант Динк - это сама Турция", "Убийца предал родину", "Грант - наш брат", "Убийца метил в братство народов" - так сегодня звучат лишь некоторые заголовки турецких газет.

    Поделиться