23.01.2007 03:40
    Поделиться

    Почти половина россиян не доверяют свои деньги банкам

    Идеальный банк глазами типичного вкладчика

    Опрошенные ВЦИОМ россияне откладывают деньги на непредвиденный случай. Половина - хранит их дома, а треть - в банках. Эксперты Агентства по страхованию вкладов (АСВ) проанализировали ситуацию и нашли ее стабильной, к тому же имеющей позитивный вектор развития. При этом ряд изменений в 2006 году стал носить более четко выраженный характер. Это прежде всего увеличение числа граждан, пользующихся банковскими услугами (63 процента против 57 процентов), считающих целесообразным и своевременным накопление средств; рост числа вкладчиков, на действия и решения которых система страхования вкладов оказывает влияние (40 процентов против 24 процентов).

    Уже граждан (33 процента) являются вкладчиками банков. Типичный вкладчик сегодня обладает ежемесячным доходом свыше 3 тысяч рублей на члена семьи и проживает в крупном (от 500 тысяч жителей) городе. С точки зрения профессиональной принадлежности, типичный вкладчик является специалистом с высшим образованием, квалифицированным рабочим или пенсионером и находится в возрасте от 45 лет.

    40 процентов россиян делают сбережения на непредвиденный случай, как говорится, на "черный день". Целевые сбережения в шкале предпочтений находятся ниже с большим отрывом. Доля россиян, оценивающих настоящий момент как благоприятный для того, чтобы делать накопления, возросла на 9 процентов. Однако пока значительная часть россиян, имеющих возможность делать сбережения, не в полной мере осознает значимость долгосрочных личных накоплений, необходимых, в частности, для получения медицинских, образовательных услуг, сохранения уровня потребления в пенсионный период. Так, на образование (свое и близких) формируют накопления около 10 процентов населения, на отдых и лечение - 19 процентов. Можно предположить, что в среднесрочной перспективе восстановление инвестиционно-потребительского равновесия в российском обществе будет связано с происходящим изменением системы здравоохранения, а также образовательной и пенсионной систем.

    Идеальный банк, вызывающий доверие населения и желание воспользоваться его услугами, - это крупный (53 процента) государственный (72 процента) банк, давно работающий на российском рынке (81 процент) и с более высоким процентом по вкладу (54 процента). Рекламная активность менее значима - этот фактор способен повлиять на выбор 35 процентов населения.

    Большинство банковских клиентов (75 процентов) пользуются услугами только одного банка, каждый пятый (17 процентов) - услугами двух банков и 4 процента - услугами трех и более банков.

    Для почти половины (46 процентов) опрошенных сумма существующих или возможных (т. е. соответствующих доходам респондента) сбережений не превышает 30 тысяч рублей. Данный показатель за прошедший год не изменился. Однако выросла доля тех, кто сбережениями считает более крупную сумму - не менее 100 тысяч рублей. Их стало 19 процентов, год назад - только 9 процентов.

    Можно с уверенностью предполагать, что в условиях роста доходов и по мере повышения уровня информированности россиян о системе страхования вкладов в целом и сумме страхового покрытия - в частности, мотивация населения к хранению денежных средств в банковских вкладах возрастет.

    Результаты проведенного исследования выявили более активное влияние системы страхования вкладов (ССВ) на инвестиционное поведение россиян в 2006 году. В прошлом году система страхования вкладов повлияла на действия и намерения 15 процентов россиян, около трети которых (6 процентов) являются вкладчиками. При этом степень влияния системы на граждан, являющихся вкладчиками банков, еще выше - она вызвала изменения в действиях и намерениях примерно 40 процентов представителей данной группы.

    Под влиянием ССВ 3 процента опрошенных, в том числе 4 процента вкладчиков, собираются открыть новый вклад, 2 процента (6 процентов вкладчиков) уже увеличили размер имеющегося вклада, и еще 8 процентов (24 процента вкладчиков) хотели бы увеличить свой депозит в банке, но пока не имеют для этого достаточно средств. Кроме того, 6 процентов вкладчиков намерены разбить вклад на несколько новых, не превышающих суммы страхового возмещения.

    Почти две трети россиян (64 процента) считают, что действие ССВ не оказывает на них активного влияния, что в основном объясняется отсутствием у этих людей свободных средств либо стремлением их тратить, а не сберегать.

    По мнению экспертов АСВ, более трети совершеннолетних граждан страны (37 процентов), не пользующихся никакими услугами банков, представляют собой резерв для долгосрочного развития отечественной банковской системы. Естественно, что доходы в этой совокупности несколько ниже, чем по выборке в целом, однако не настолько сильно, чтобы говорить о том, что это единственная причина их невовлеченности в сферу банковских услуг. Наряду с более низкими доходами важную роль играют их возраст и место жительства - люди старше 60 лет и жители села менее склонны к пользованию банковскими услугами. По сути у них объективно меньше возможностей прибегать к услугам банков. Их вовлеченность в развитие банковских операций напрямую зависит от возможностей развития банковской инфраструктуры и использования существующей инфраструктуры, в частности, сети отделений почтовой связи. 

     

    Поделиться