Уровень участников нынешнего Кубка высоким не назовешь. Лишь два клуба можно отнести к разряду хороших европейских команд - речь идет, конечно же, о московском ЦСКА и донецком "Шахтере". Но они отправили на турнир дублирующие составы, чем заметно снизили его привлекательность. Тем не менее специалисты внимательно отслеживают матчи, ведь Кубок Содружества традиционно считается ярмаркой молодых талантов. На трибунах "Олимпийского" были замечены главный тренер сборной России Гус Хиддинк и его помощник Александр Бородюк, генеральный директор "Спартака" Сергей Шавло, такие известные тренеры, как Борис Игнатьев, Виктор Прокопенко, Виталий Шевченко, Валерий Овчинников.
Но главными гостями турнира по уже устоявшейся традиции стали президент ФИФА Йозеф Блаттер и легендарный в прошлом футболист, а ныне - кандидат в президенты УЕФА Мишель Платини. Последний, учитывая предстоящие выборы, старался держаться в тени и общения по большей части избегал. А вот глава мирового футбола, напротив, говорил много и охотно. Президент ФИФА выразил поддержку Платини, похвалил Виталия Мутко и ответил на пару вопросов корреспондента "РГ".
Российская газета: Вы каждый год приезжаете в Москву на Кубок Содружества. Замечаете ли какие-то изменения в российском футболе?
Йозеф Блаттер: Действительно, и до избрания меня на пост президента ФИФА, и после я каждый январь приезжаю в Россию. Причем был не только на Кубке Содружества, но и на Мемориале Гранаткина, где выступают юношеские сборные. Перемены в вашем футболе действительно заметны. С того времени, когда на пост главы РФС пришел Виталий Мутко, ему была придана новая динамика. Стартовали новые программы, у РФС большие планы развития футбола. Можно смело сказать, что вы находитесь на очень правильном пути. Еще в августе я говорил о том, что инвесторам стоит обратить внимание на российский футбол, и сегодня с радостью констатирую, что у вас есть хорошая профессиональная лига, позволяющая получать игрокам достойную зарплату. Но хотелось бы, чтобы это происходило не только в больших городах. Нужно широкое развитие футбола хотя бы в 20 регионах. Думаю, РФС удастся провести в жизнь такой проект.
РГ: В российском чемпионате сокращается число легионеров. Ваше отношение к этому?
Блаттер: Очень важно контролировать доступ в профессиональные клубы зарубежных и доморощенных игроков. Шаг за шагом нужно увеличивать число российских футболистов. Это полностью соответствует тому, о чем говорилось на конгрессе ФИФА в июне прошлого года. Мы пытаемся прийти к соотношению "шесть плюс пять", когда на поле в команде будет играть пять легионеров и шесть своих. Это позволит вашему футболу избежать завоевания игроками с других континентов. Но самое важное для России - это массовый футбол. Я всегда говорил, что Россия - это не страна, а целый континент. И это пространство налагает на вашу страну обязанность развивать массовый спорт. В этом аспекте РФС со стороны правительства России оказывается поддержка, что нами тоже приветствуется.
РГ: Ваше заявление о том, что европейским чемпионатам стоит перейти на систему "весна-осень" наделало много шума. Чем оно было вызвано и в какой стадии этот вопрос находится сейчас?
Блаттер: А вы знаете, почему в континентальной Европе летом не играют в футбол? Ведь в июне-июле в ведущих чемпионатах перерыв, а в прошлом году они и вовсе закончились к середине мая из-за чемпионата мира. Мы не играем в футбол в лучшие для этого месяцы, а такая система берет начало с Британских островов, с Англии. Там начали играть в профессиональный футбол еще в начале XX века. И по традиции матчи проводились в два часа дня по субботам. Это было потому, что тогда не было телевидения, кино, никаких других развлечений. И поэтому футбол в зимнее время воспринимался как манна небесная, как единственное зрелище. Летом же таких проблем не было - хорошая погода, море, людям было чем заняться. Когда футбол распространился в Европе, остальные страны просто скопировали такой календарь. Но современное общество разительно отличается, а мы по-прежнему играем в футбол не в лучшее время года. Поэтому вопрос о переходе на систему "весна-осень" как минимум достоин обсуждения. И мы будем его рассматривать на заседании нашей рабочей группы. Пока же никакого решения не принято.