23.01.2007 05:00
    Поделиться

    Бюджетный кодекс примирил Кудрина и Грефа

    Спор о сроках и условиях утверждения федеральных целевых и федеральных адресно-инвестиционных программ, сводном балансе и ограничении дефицита бюджета сошел на нет. Хотя компромисс аналитики расценивают как вынужденный, все отведенные сроки для корректировки Бюджетного кодекса уже вышли.

    Минфин еще месяц назад было категорически против существующей схемы и, заручившись поддержкой сразу нескольких министерств, Кудрин предложил прекратить практику ежегодного утверждения правительством уже действующих ФЦП и ликвидировать ФАИП как обособленную часть бюджета, а все ФАИП, ФЦП и ведомственные целевые программы слить в единую статью - государственные инвестиционные расходы. Кроме того, одобрять ФЦП на срок не более шести лет, а уже принятые обязательства в трехлетнем бюджете принципиально не пересматривать.

    Минэкономразвития выступило категорически против этого предложения. Хотя против аргументов финансового ведомства по большому счету Грефу нечего было возразить. Правительство тратит на инвестиции немалые деньги. Но они зачастую оказываются выброшенными на ветер: по данным минфина, ФАИП реализуются лишь на 20-30%, а "незавершенка" все время растет - число замороженных объектов уже приближается к 6000. К тому же наращивание госрасходов мешает бороться с инфляцией. Чтобы прекратить разбазаривание казны, минфин и разработал поправки в Бюджетный кодекс, которые должны были в корне изменить процесс планирования госинвестиций и контроля за их исполнением.

    В итоге долгих споров каждый из министров социально-экономического блока получил то, что хотел.

    Вопреки желанию министра финансов в Бюджетном кодексе появятся отдельные статьи, посвященные Инвестиционному фонду, и положение о том, что делать с неиспользованными средствами. Согласно договоренности они будут переходящими остатками на следующий год. Последнее слово о порядке формирования и использования средств Инвестфонда останется за правительством.

    Не слишком охотно, но Кудрин все же согласился оставить статьи по ФЦП, ФАИП и ведомственным целевым программам. Полномочия по их формированию останутся у минэкономразвития, а утверждать список объектов по-прежнему будет правительство. Дума станет лишь одобрять расходы бюджета по разделам, например "Дорожное строительство". Зато было поддержано предложение финансистов о внесении в бюджет отдельной строкой проектов стоимостью 10 миллиардов рублей. Правда, еще несколько месяцев назад Кудрин настаивал на более низкой планке - 1 миллиард рублей. Вчера против увеличения цены робко попытался возразить министр транспорта Игорь Левитин, но после разъяснений, что практически все проекты по строительству дорог оцениваются как минимум в 10 миллиардов рублей, в общем-то, сильно сопротивляться не стал. По мнению же финансистов, эта схема повысит "эффективность и прозрачность управления общественными финансами".

    Добился Герман Греф и главного - сводного финансового баланса. По сути, сводный финансовый баланс - это баланс всех доходов и расходов, позволяющий измерять и отслеживать финансовые потоки между регионами и центром, регулировать их в интересах решения задач, выявлять утечку инвестиционных финансовых ресурсов. То есть фактически Кудрин согласился законодательно закрепить роль посредника за минэкономразвития, позволив ведомству Грефа встать между финансовым ведомством и отраслевиками. Для главного экономиста получение сводного финансового баланса было принципиальной позицией. Возможно, чтобы сохранить полномочия либо получить дополнительный инструмент планирования.

    Как бы то ни было, но Кудрин согласился. Но вряд ли можно сказать, что он остался ущемленным. Главный финансист точно так же, как и его постоянный оппонент Греф, отстоял собственные интересы. Во-первых, поправки в Бюджетный кодекс не предусматривают никаких изменений действующего механизма распределения нефтяных сверхдоходов и формирования Стабфонда. Во-вторых, совершить очередную "революцию" в бюджетной сфере Кудрину удалось мягко и негромко: кодекс будет дополнен статьей, по которой бюджетный дефицит не должен превышать 2% ВВП. Эксперты расценили этот шаг как конкретный сигнал к жесткой экономии. Разговоры и рассуждения закончились.

    В-третьих, трехлетний бюджет для главного финансиста все равно что сводный баланс для главного экономиста.

    Другой же интерес Кудрина - тотальный контроль. К примеру, над доходами бюджетных учреждений, получаемых из внебюджетных источников. Как правило, это учреждения медицины или сферы образования. Финансовое ведомство предложило доходы из внебюджетных источников планировать в бюджетах заранее и включать их в доходную часть главного финансового документа страны, из которого потом их будут возвращать.

    - Так было в Советском Союзе, - привел убийственный аргумент главный финансист.

    - Мера, возможно, правильная, - поддержал его премьер-министр Михаил Фрадков. - Но не надо ее переоценивать, поскольку в Советском Союзе так и не удалось проконтролировать должным образом всю систему.

    - Поэтому Советский Союз и закончился, - мрачно подвел черту под идеей тотального контроля министр сельского хозяйства Алексей Гордеев.

    Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов и представитель министерства образования и науки особо возражать на это нереволюционное предложение финансиста не стали, но так и не поняли, как эта схема должна работать.

    Впрочем, у Кудрина еще будет возможность рассказать об изменениях в статью о финансовом контроле более подробно, но чуть позже. Поскольку он не исключил, что корректировки здесь понадобятся, но только при необходимости и с учетом опыта. Одобренные же поправки будут рассмотрены на заседании кабинета министров уже в этот четверг, а 1 февраля правительство внесет их в Госдуму.

    Поделиться