В 2007 году половина населения Земли будет жить в городах. К 2030 году эта цифра вырастет до 60 процентов. Эти данные приведены в докладе ООН по урбанизации, который недавно был представлен в Нью-Йорке.
Какие тенденции преобладают сегодня в нашей стране? Рассказывает ведущий научный сотрудник Института географии РАН Ольга ВЕНДИНА.
- Ольга Ивановна, ситуация в России отличается от общемировой?
- Начнем с того, что Россия - урбанизированная страна. По доле населения, живущего в городах, она перешагнула 70-процентный рубеж еще в 70-е годы. Но если сегодня в развивающемся мире число горожан бурно растет, то у нас, так же как и в развитой Европе, и в США, их доля в общей численности населения стабилизировалась. Характерная черта РФ - прекращение роста городов. Во второй половине 90-х годов можно было говорить в основном о Дальнем Востоке и Сибири, сегодня - уже о Центральной России. Не надо думать, что это связано исключительно с распадом СССР и экономическими реформами. Еще перепись 1989 года показала: процесс урбанизации резко замедлился. Сегодня, несмотря на "втягивание" населения в города, его численность в большинстве из них сокращается.
- В большинстве, но не во всех?
- Все зависит от ситуации. Сдерживает сокращение и даже способствует росту, к примеру, административный статус. Понятно, что в самой выигрышной ситуации - столица страны, столицы успешных регионов, национальных автономий, центры федеральных округов. Административный ресурс конвертируется в дополнительные деньги и рабочие места. А рост платежеспособного спроса, развитие сервиса притягивает новых мигрантов, ведь сфера услуг очень трудоемка.
Сдерживает отток и наличие мощного экспортного градообразующего предприятия. Примеры - Старый Оскол, Череповец, Липецк, Сургут, Нижневартовск, Магнитогорск.
Третий фактор - близость к границам. Это пограничные и портовые города, города-"выходы". Самый интересный пример последнего времени - Белгород, практически лишенный собственной индустрии. При этом он бурно развивается как сервисный, информационный, управленческий центр. Здесь играет роль и соседство с Харьковом, поставляющим трудовые и интеллектуальные ресурсы, и соседство с конгломератом промышленных городов (Губкин, Старый Оскол).
Есть "дешевые" города, в которых где-то между 1989 и 2002 годами осело немалое количество пенсионеров. Скажем, Воронеж - город отставных военных. Численность населения прежняя, но большое число пожилых людей - нагрузка на социальную сферу.
- А что происходит сегодня с селом?
- Города вытягивают из него последние остатки населения, поскольку для них это источник поддержания трудовой базы. Люди вынуждены уезжать. Не секрет: на селе просто негде работать. Для молодежи отъезд - единственный выход, позволяющий не скатиться в пьянство. И относиться к этому надо нормально. Не стоит никого удерживать: мы ничего не можем предложить людям взамен.
- В стране проходит муниципальная реформа. Это как-то отражается на численности городского населения?
- Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" ставит города в сложное положение. Политика определения границ муниципальных образований строится так, чтобы включить в них и сам город, и прилегающую сельскую территорию. Проблемы последней фактически перекладываются на плечи городской администрации. Но выравнивание социального развития - не ее задача. Это федеральный и региональный уровень. Когда деньги отбирают у города и передают бедному населенному пункту, это, казалось бы, правильно. Но, как всегда, вопрос в мере. А если берут необходимое? К тому же самые легко собираемые и доходные налоги отходят в региональные и федеральный бюджеты, а плохо собираемые и "скудные" (к примеру, на землепользование) идут в бюджет муниципальный. Вместе с деньгами городу "обрезают" и заинтересованность в экономическом росте (зачем, если все равно отберут). То есть резко сокращается количество привлекательных для жизни городов. Результат один - отток населения.