Напомним, что в прошлом году во время ревизии фонда "Русское искусство" обнаружилась пропажа 226 экспонатов. Как выяснилось, выносили ценности из музея в течение последних 15 лет. Подозрения пали на хранителя Ларису Завадскую. Но она скончалась во время ревизии. Поскольку действовала она вместе с мужем, Николаем Завадским, то он и стал основным обвиняемым. Ему вменяется участие в хищении 77 предметов на сумму 14,813 миллиона рублей. Доказать причастность подсудимого к краже остальных раритетов обвинению не удалось, поэтому расследование обстоятельств хищения или пропажи других ценностей выделено в отдельное производство.
На прошлом заседании рассмотрение этого громкого уголовного дела в суде чуть не закончилось едва начавшись. Подсудимый полностью признал свою вину, что могло стать поводом для рассмотрения дела в особом порядке, то есть в течение одного дня. Но Государственный Эрмитаж как юридическое лицо был признан не только потерпевшим в уголовном процессе, но и получил право отстаивать свой ущерб в гражданском производстве. Утвердив это, суд стал уточнять сумму иска. По оценке искусствоведческой экспертизы, Завадским Эрмитажу из 14 миллионов 813 тысяч рублей был причинен ущерб в 7 миллионов 387 тысяч. Однако Завадского не устроило условие возвращения такой суммы (с украденных ценностей он выручил намного меньше). И он подал протест. В результате суд продолжился в обычном режиме.
Вчера на вопросы государственного обвинителя, адвоката подсудимого и судьи отвечали заведующий отделением истории русской культуры Вячеслав Федоров, его заместитель Ольга Мальцева, младший научный сотрудник этого же отдела Марина Евтушенко, старший научный сотрудник отдела Ирина Кузнецова и музейный смотритель Нина Перцева.
На вопрос, как можно объяснить пропажу такого количества ценностей, все свидетели ответили одинаково, мол, до сих пор находятся в шоке, с трудом могут поверить в случившееся. Тем не менее каждый подтвердил, что хранитель может вынести из музея все, что угодно, за исключением разве что больших предметов. Это касается средств охраны. Металлоискатели, стоящие на выходах, пока только предмет интерьера - к электричеству они не подключены. А также до обнаружения пропажи не велось строгого контроля за соблюдением инструкции по оформлению предметов на вынос из помещения фондохранилища.
Также они рассказали о том, что Завадский часто привозил жену на работу в Эрмитаж на машине, правда, никто не помнит, чтобы он бывал в самом отделе русской культуры. На следующих заседаниях будут привлечены как государственные, так и независимые эксперты, которым придется уточнить сумму ущерба, причиненного Николаем Завадским музею. И, по мнению специалистов, не исключено, что она окажется даже больше той, от уплаты которой отказался подсудимый. В любом случае после вынесения приговора все средства, заработанные Завадским в местах лишения свободы (согласно Уголовному кодексу РФ, ему грозит провести в местах не столь отдаленных от 10 до 15 лет), будут перечисляться на счет Государственного Эрмитажа.
На данный момент обнаружен и возвращен 31 пропавший из музея предмет.